Знакомая писательница показала мне рисунок, сделала для себя схему события своей детективной истории: кто и где сидел, куда ходил, время передвижений от точки отсчета. Обед, который потом вспоминают все участники, потому что именно тогда произошло преступление, а значит (возможно!), преступник тоже находился в столовой.
Классно же? Такая «рекогносцировка» помогает описать все точнее, ничего не упустить.
Удивительное дело, в самой истории автор сосредоточился на репликах персонажей (то есть на полилоге) и совершенно забыл в авторских словах показать все, что отразил в черновой схеме.
В результате сыщику пришлось в длинном монологе озвучивать улики, все стало неинтересным, скучным.
И так бывает не только в детективах. Продумывая диалог, «полируя» реплики, некоторые авторы иногда забывают, что в диалоге есть еще и авторские слова, и в них можно показать все, что нужно для раскрытия смысла.
А что конкретно?
► Характеристики участников.
► Реакции, эмоции.
► Экспозиция (описание места).
► Скрытые размышления участников.
► Поведение, действия.
► Разного рода отступления и т.д. Всего не перечислить.
Однако почему-то меньше внимания уделяется способу передачи манеры общения, который эффективен для раскрытия смыслов: дистанция в общении.
I. Дистанция в общении
Вот один персонаж приблизился ко второму и что-то прошептал на ухо. Кто они друг другу?
Девушка не спешит приблизиться к пылкому ухажеру, напротив, отошла к окну, отвернулась. Он ей неприятен? Или влюбленные поссорились?
Пожилой джентльмен сейчас открутит пуговицу на пиджаке красавчика. Это разъяренный папаша девушки? А может, начальник распекает подчиненного?
Показ дистанции в общении позволяет писателю передать необходимую информацию об отношениях, показать эмоциональное состояние участников, обозначить социально-культурные особенности. Показывая лишь дистанции в общении и их смену писатель уже раскрывает как отношения героев, так и их характеры.
Конечно, тут хорошо вооружиться знаниями. Смыслы расстояний между людьми, вступающими в какие-то отношения, изучает проксемика.
Думаю, вы знакомы с обозначением четырех межсубъектных зон антропологом Э. Холлом:
Конечно, нам с вами не столько сантиметры интересны, сколько возможности использования этого знания в тексте.
► Нарушение интимной или личностной зоны (близкой) всегда ведет к дискомфорту одного из участников диалога, потере контроля над ситуацией. Однако дискомфорт этот может быть разным. Влюбленная девушка испытывает одновременно и неловкость, и радость, что ее избранник подошел слишком близко. А тщедушный ботаник едва скрывает страх, когда над ним нависает разбушевавшийся грубиян.
► Важно, кто и с какой целью вторгается в личное пространство.
► Чем активнее персонаж, тем он больше стремится уменьшить зону общения.
► Дистанция организует пространство, заставляет действовать в нем особым образом. Дистанция между друзьями ближе, чем между врагами, это понятно, но еще важно, что друзья чувствуют друг друга в пространстве, а врагов контролируют.
► Дистанция, которую определяет и поддерживает человек, отражает его характер. (Кстати, она будет влиять и на его жилье, на места города, улицы, парка и т.д., где он чувствует себя плохо или хорошо).
► Демонстративные отдаления или приближения отлично скрывают, а неосознанные выдают с головой цели, намерения персонажа.
► Само установленное расстояние – это знак другому участнику. Нарушение условий может привести к разным событиям.
► Важно учитывать, что у разных народов разные правила установки коммуникативной дистанции.
► С дистанциями может быть связано как психологическое, так и физическое состояние человека. Разговор в лифте вряд ли приведет к чему-то хорошему, если у одного персонажа клаустрофобия. Недотрога-девушка, считающая неприличным даже формальный поцелуй руки, вполне примет прикосновения доктора или помощь постороннего мужчины, если упала на гололеде.
► В реале правила пространственной организации иные, чем в виртуальном мире.
► Продумывая мир фэнтези, фантастический мир, знания о дистанциях можно использовать для сюжета.
В «Межзвездной неотложке» Джеймса Уйльда знаменитые доктора Конвей, Приликла и другие решают сложную задачу: как помочь инопланетянке Коун, если к ней нельзя приблизиться, прикоснуться. На Гоглеске приближение «существ ужасающего внешнего вида воспринимается как непосредственная смертельная угроза», приводит к тому, что «жертва» издает согнал бедствия, в результате которого происходит реакция «соединения» и жители планеты массово гибнут. Конечно, выход должен быть найден.
► Важнейшее значение показ дистанции имеет в полилоге.
Тут я просто советую перечитать начало «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Несколько глав посвящено салону А.П. Шерер, где собирается великосветское общество. Появление и встреча участников, дистанции, разбивка на кружки, темы разговоров, передвижения персонажей – всю великолепную организацию пространства писатель показывает через хлопоты хозяйки салона:
«Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, — так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину».
Пьер Безухов пугает Шерер, поскольку нарушает работу хорошо отлаженной машины. Молодой человек, по ее мнению, «не умеет жить», а волей Толстого оказывается в «фокусе». Так читатель знакомится с главным героем.
Описание дистанций не только обогащает диалог, делает его динамичным, но и передает цели, намерения героев, смысл, который заложен писателем.
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.