За время существования СССР, только три азербайджанских певца становились известными всей стране — Рашид Бейбутов, Муслим Магомаев и Полад Бюльбюль оглы.
Конечно сравнивать их невозможно, Магомаев был неоспоримой звездой первой величины. Однако и у Рашида Бейбутова были свои козыри — фантастический успех за рубежом.
Италия, Финляндия, Индия, Китай, Болгария, Венгрия, Польша, Турция, Иран, Сирия, Египет, Ирак, Иордания, страны Латинской Америки... мало кто из советских певцов имел столь разнообразную географию выступлений.
Известен случай, когда жители одной из индийских деревень перекрыли движение на железной дороге и не отпускали состав с советскими артистами, пока перед ними не выступил Бейбутов.
Безусловно, не последнюю роль играло то, что певец снялся в фильме "Аршин мал алан" (1945), который с успехом прошел в мировом прокате (переведен на 86 языков и показан более чем в 130 странах).
Рашид Меджид оглы Бейбутов ( 1915 — 1989)
Хотя сам Рашид Меджидович (буду именовать его так, как было принято при его жизни) родился в Тифлисе, происходит он из известного шушинского рода ханенде.
Ханенде (азерб. xanəndə) — азербайджанские народные певцы, исполнители мугамов.
Ханенде обычно обладали не только прекрасными голосами, но и большим знанием в области мугамного искусства, которое было накоплено многими поколениями народных музыкантов Азербайджана.
Отец Рашида, Меджид Бейбутов, был ярким представителем искусства мугама. Его даже, в 1910 году, пригласили в Ригу для записи в компании «Граммофон» (уникальный случай для национальных исполнителей того времени).
А вообще, Рашид Меджидович был из образованной и обеспеченной семьи.
Семейная история
Мама Рашида, Фируза Векилова (азербайджанский педагог и просветитель), была дочерью полковника российской армии и преподавательницы французского языка.
Дворянский род Векиловых был хорошо известен и почитаем в Азербайджане, поэтому когда Бейбутов-старший пришел свататься, то получил от ворот поворот.
Низкое социальное положение и профессия певца-ханенде было вовсе не то, что прочили образованной богатой красавице ее родители.
Тогда Меджид решает украсть суженную, что ему успешно удается. Пара селится в Тифлисе.
Я упомянул об этой истории, потому-что позже Меджид Бейбутов расскажет ее Узеиру Гаджибекову и она ляжет в основу оперетты "Аршин мал алан". Экранизация которой, в свою очередь, сделает его сына Рашида знаменитым на весь мир.
Творческий путь Рашида Бейбутова
Хотя я и начал с послевоенного периода, когда Бейбутов приобрел мировую известность, в Советском Союзе он стал популярным лет на десять раньше.
Вот что об этом пишут критики:
В 1930—1940-х годах на волне моды на высокие мягкие мужские голоса певец обрёл широкую популярность как в республиках Кавказа и Закавказья, так и в России. Его голос — тенор приятного нежного и тёплого тембра, широкого диапазона, сочетающий в себе европейскую постановку и певческое дыхание и свободную гортанную манеру пения, характерную для мугама. Прекрасно владел русским языком, пел совершенно без кавказского акцента. Манера исполнения — немного наигранная, характерная для культур Кавказа и Турции, сентиментальная, очень радостная и оптимистическая. В популярности с ним среди выходцев с Кавказа может сравниться только Муслим Магомаев.
Об этом же говорят два звания, полученные до выхода фильма — Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР и Народный артист Дагестанской АССР.
Потом будут:
- Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1946)
- Народный артист Азербайджанской ССР (1951)
- Народный артист СССР (1959)
Государственные премии, звание Героя Социалистического Труда (1980), два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени (1986)
Я об этом всем пишу вкратце, потому-что если начать описывать творческий путь и жизнь Рашида Бейбутова, то не хватит места для основной темы статьи.
Например, его крепкую дружбу с Радж Капуром.
Или отношения с властью.
Из воспоминаний Бейбутова встречи с Мирджафаром Багировым, на которую он отправился в клетчатом пиджаке, лакированных туфлях, с набриолиненными волосами.
Когда мы вошли к нему в приемную, стояло много народу, и вдруг я заявился в таком «оперении». На меня все эти люди так странно посмотрели, но я ничего не понимал. Меня все провожали глазами, как на казнь. Я открыл дверь и увидел очень длинную ковровую дорожку, а в конце этой ковровой дорожки большой, массивный стол и сидящего за ним человека, смотревшего поверх очков, приспущенных на кончик носа. И мне все стало понятно. Когда он посмотрел на меня пристально, глазами удава, я начал замедлять шаги, туфли мне показались узкими, носы обуви — километровыми.
Он спросил меня: «Сынок, ты чей сын?». Я ответил заплетающимся языком «Меджида сын». Он говорит: «Как Меджида? Нашего Меджида?! Садись». В этот момент я понял, что спасен.
Тогда Бейбутов получил квартиру в "Доме артистов":
Позже, переселится в "Дом ученых".
Женитьбы и семейная жизнь
Так как все нижеописанное основано на воспоминаниях жены Рашида Меджидовича — Джейран, то несколько слов о истории их знакомства.
Красавица покорившая сердце певца
Бейбутов всегда был окружен женским вниманием, к чему относился с достаточной долей юмора.
Симпатичный, богатый, успешный, но похоже комплексовавший из-за своего роста, поэтому часто объявлявший поклонницам, что женится только на высокой голубоглазой блондинке.
Позже он скажет:
Я хотел всегда улучшить свою породу в отношении роста. Если бы при моей внешности у меня был высокий рост, меня бы девочки расхватали на сувениры.
Однако влюбился он не в блондинку, а в студентку мединститута, хотя и выше него ростом. Влюбился основательно и бесповоротно не смотря на значительную разницу в возрасте.
Знакомство
Не смотря на свой внешний блеск и игривость, Рашид Бейбутов был очень тонким и ранимым человеком. Долго не решался сделать первый шаг.
Долгое время, просто выходил на балкон, когда заканчивались занятия в мединституте и смотрел на любимую. В конце концов, за дело решила взяться мама друга и соседа Фикрета Амирова.
Через день, когда мы опять возвращались с занятий, вдруг ко мне во вдоре подошла очень милая женщина и остановила нас. Его на балконе не было. Она отозвала меня в сторонку и спросила: «Ты чья дочь?» Я растерянно ответила.
Оказалось, что эта женщина — мама Фикрета Амирова — Дурдана ханым — и хорошо знает моих родителей. Они жили в одном здании с Рашидом, и она взяла на себя роль свахи.
Дурдана ханым попросила меня подняться к ним домой. Я долго отказывалась, но она настояла на своем. В этот день был день рождения Рашида — 14 декабря. Он так задумал, что если в этот день со мной познакомится, то я стану его женой. Поэтому Дурдана ханым так настоятельно звала меня к себе.
Я поднялась к ним, увидела накрытый стол. Только с меня сняли пальто, как открылась дверь и в роскошном светлом пальто, набриолиненный, надушенный, красивый Рашид заходит в комнату. Не смотря в мою сторону, подхватил Дурдану ханым и закружил по комнате со словами: «Ай, мама, какой ты мне сделала подарок!» Потом опустил ее, искоса оглядел меня и сказал: «А кто эта красивая ханум?»
Так нас познакомили. Был, конечно, маленький сценарий. Позже он мне сказал: «Я боялся, что уеду на гастроли, а по приезде увижу, что тебя уже сосватали за кого-нибудь. Вот, тебя не было две недели, и у меня первая седина тогда и появилась».
Брак
Их брак был освещен любовью, хотя по свидетельству Джейран ханым они не сразу ужились характерами.
Я была по дурости самонадеянна в те годы. Я думала, что он должен меня любить, потому, что у нас такая разница в возрасте, я выше ростом, я нравлюсь всем. Он был о-очень ревнив, но красиво ревнив.
Рождение дочери сделало их брак практически идеальным. Бейбутовы души друг в друге не чаяли.
Загадочная смерть
С 1966 года, Рашид Бейбутов становится депутатом Верховного Совета СССР.
По началу для него, это просто почетная обязанность — дань народного уважения и любви. Иллюзий на то, что что-то можно изменить летая периодически на сессии в Москву никто не испытывал.
Но Рашид Меджидович постепенно втянулся, особенно когда к власти пришел Горбачев и стал рушиться прежний мир.
1 декабря 1988 года Горбачев собрал у себя членов парламентских комиссий Азербайджана и Армении, депутатов, обсуждалась карабахская тема. На этом заседании Рашид сказал Горбачеву: «Я прохожу в свой театр сквозь цепь танков». Горбачев отвечает: «Но это же наши танки!» Рашид говорит: «Это не наши танки, это ваши танки! Вопрос Карабаха надо решать сейчас и немедленно, иначе будет кровь!» Потом Рашид рассказывал: «Меня тогда как будто заклинило. Я произнес пять-шесть раз подряд «Иначе будет кровь!» Как будто кто-то заставлял меня говорить эти слова».
Когда он вернулся в Баку, очень грустил и как-то сказал: «Меня уберут». После этой встречи к нему резко изменилось отношение Везирова, перестали звать на правительственные концерты, в то время как до этого ни один правительственный концерт без него не проходил. Это в те времена о многом говорило.
Понятно, что слово человека которого знали во всем Союзе и чуть ли не боготворили в Азербайджане, было очень весомо. Тем более в период, когда большинство уже поняло сущность Горбачева.
Как мне кажется, Михаил Сергеевич просто струсил... а может продолжил тактику вывода из публичного поля всех известных азербайджанцев.
Как бы то не было, 17 мая 1989 во время репетиции Рашиду Меджидовичу стало плохо — проблема с почками.
Он едет домой, ему вызывают врача, тот прописывает стационарное лечение.
Родные собираются и везут Рашида в больницу. Там Бейбутовых встречают холодно, начинаются какие-то проволочки.
Обратите внимание, речь идет о звезде первой величины в Азербайджанской ССР, всеобщем любимце, депутате Верховного Совета. Для Баку такое пренебрежение совершенно невозможно.
Семья отказывается от лечения. Однако через два дня возвращается и до 29 мая ждет диагноза.
19 мая мы опять поехали в больницу. Температура все не падала, врачи говорили, что идет воспалительный процесс, но точный диагноз поставить не могли.
29 мая нам пришлось выехать в Москву в больницу ЦК. Нас встретили в аэропорту люди в серых костюмах, не похожие на медиков. В аэропорту мне заявили, что я не могу поехать с ними, так как у меня нет пропуска в больницу. Они вели машину неаккуратно, Рашиду было больно. Я все время стучала в их стекло, чтобы они ехали осторожнее, но они не обращали внимания. Даже средний медицинский персонал отреагировал бы на эту просьбу.
Именно поэтому у меня возникли подозрения, что эти люди не были врачами, за которых себя выдавали. В больнице Рашида оформляли часа два, меня не пропускали. Но я стояла на том, что никуда не уйду.
Дальше еще больше странностей.
Сначала Рашид лежал в хирургическом отделении, потом в отделении терапии. 7 июня врачи сказали, что у него одна почка плохо работает, из-за чего идет отравление организма, почка не очищает кровь и нужно подключить аппарат искусственной почки. Меня стали успокаивать, утверждали, что причин для волнения нет, но перевели Рашида в реанимацию.
Я и Радочка были все время рядом. День и ночь я сидела у дверей его палаты, так как сидеть в палате не разрешали. В ночь на 9 июня я услышала стоны. Спросила у врача, и он сказал, что Рашиду сделали болезненный укол, поэтому он стонет. К рассвету, в начале четвертого ночи, я увидела, что врачи, медсестры забегали, а меня к нему не пускают. Я в недоумении, но меня все успокаивают.
Удивительно, что врачи лучшей клиники Союза не могут справиться с отказом одной из почек. При этом семью держат в полном неведении, не разрешая видеться с больным.
Утром врач мне сказал, что все в порядке, Рашид спит. После чего эта бригада врачей сменилась, в начале восьмого утра пришла новая смена. Я подошла к новому врачу и спрашиваю разрешения пройти в Рашиду, если он проснулся. Он повернул ко мне голову и очень обыденным голосом сказал: «Как? А вы разве не знаете?.. Рашид Меджидович в 04.10 утра скончался!» Я все это время сидела у его дверей, но мне никто ничего не сказал…
На этом странности не закончились.
Чуть позже меня вызвали в кабинет главврача и дали подписать документ о том, что у меня никаких претензий к больнице нет. Когда я поинтересовалась, для чего это нужно, мне ответили: «Вы же не хотите, чтобы производили вскрытие!? По вашим мусульманским законам это не разрешено». Я все подписала…
Это был неестественный уход из жизни. Позже я советовалась с врачами, которые в один голос твердили — его хроника заболеваний не могла послужить причиной столь скоропалительного ухода.
Даже после смерти Бейбутова, власти пытались оградить его имя от людей.
Я увезла его оттуда, прошла через морг, гроб, плач, крики, просьбы проводить его в последний путь из Театра песни, который стал «лебединой песней» Рашида, но нам отказывали даже в этом… Но когда я сказала: «Раз так, я отвезу его в Тбилиси и похороню его рядом с его мамой», моя угроза возымела действие.
Мы прибыли в Баку темной ночью, увидели одинокую фигуру замминистра культуры Зульфугара Фарзалиева у трапа самолета… В самолете все пассажиры знали, какой груз везут, все плакали, не было слышно ни одного голоса в салоне… И больше ни одного человека, встречающего Рашида…
В Баку, когда в мечети обмывали тело, оказалось, что тело вскрывали. Несмотря на бумагу, которую мне дали подписать в московской больнице.
Тайна смерти Рашида Бебутова так и осталась не раскрытой. Не смотря на все попытки жены узнать, в чем же была причина его гибели, ничего не удалось. Документы о вскрытии были уничтожены.
Естественно, в Баку судмедэкспертиза второй раз вскрыла тело, но вскрытие производили не местные врачи, а эксперты КГБ. Результаты нам неизвестны, в архивах экспертизы ни в Москве, ни в Баку не сохранилось ни одного документа, подтверждающего это вскрытие. Нам сказали, что эти документы забрали…
Выводы делайте сами.
Послесловие
Рашида Меджидовича похоронили на Аллее почетного захоронения.
Его помнят и любят в Азербайджане, поэтому у его могилы всегда свежие цветы (не только по юбилеям).
У театра его имени, в 2016 году, был установлен памятник, который открывал Президент Азербайджана.