Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Карнавал" (СССР, 1982) и "Верные друзья" (СССР, 1954): разные мнения

Верные друзья. СССР, 1954. Режиссер Михаил Калатозов. Сценаристы Александр Галич, Константин Исаев. Актеры: Василий Меркурьев, Борис Чирков, Александр Борисов, Алексей Грибов, Лилия Гриценко, Людмила Шагалова, Алексей Покровский, Людмила Геника–Чиркова, Юрий Саранцев и др. 30,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Михаил Калатозов (1903–1973) поставил 12 полнометражных игровых фильма, пять из которых («Верные друзья», «Летят журавли», «Валерий Чкалов», «Заговор обреченных», «Вихри враждебные») вошли в тысячу наиболее популярных советских кинолент.

Комедия «Верные друзья» была одна из первых киноласточек начинавшейся оттепели.

Киновед Герман Кремлев (1905–1975) писал о «Верных друзьях» так: «Когда–то, в худшие кинематографические времена, этот сценарий был забракован, запрещен, да так крепко и категорично, что его авторы А. Галич и К. Исаев и рта не рискнули раскрыть — не то что в его защиту (об этом нечего было и думать), а хотя бы в свое оправдание. Сценарий лежал на полке смиренно, ни на что хорошее не надеясь. … Думается, что «Верные друзья» добились такого шумного успеха в значительной степени потому, что ни Калатозов — на правах новичка, — ни сценаристы, ни кто–либо из большого постановочного коллектива не особенно педантично придерживались регулирующих и ограничительных указателей, которыми густо обставлены злополучные пути развития комедии. Авторы проявили такую свободу, такую непринужденность, такую широту в выборе приемов, будто хотели как можно больше их перепробовать. Шутки и взаимные розыгрыши трех верных друзей, так необычно проводящих свой отпуск и с таким блеском воплощенные на экране талантливыми артистами; полные прелести волжские и камские пейзажи, с таким вкусом и разнообразием снятые великолепным оператором М. Магидсоном; обилие веселых, легко запоминающихся мелодий Т. Хренникова (на слова М. Матусовского) — все это радует и по–хорошему веселит зрителей. Здесь ясно выражены и чисто лирические элементы, и остросатирические (разоблачение бюрократа, начальника строительства Неходы; перевоспитание Нестратова). Здесь много от так называемой комедии положений и немало от комедии характеров (смешно не только падение Лапина с плота в воду, но и вопрос, который задал Нестратов совершенно деловым, спокойным, неаварийным голосом: «Саша, ты куда?». Здесь в среду кристально–бытовых сцен включена и откровенная эксцентриада, настоящий эстрадный аттракцион (Чижов и Лапин, реализуя ходовую метафору, влипают в неприятность — влипают в буквальном смысле слова, они нечаянно попали на только что залитый, неостывший асфальт и не смогли оторвать ног от земли, как ни старались, какие бы причудливые, изогнутые и выкрученные позы ни принимали). Мы встретили в веселой и содержательной комедии даже признаки того, что носило устрашающее название утробного смеха. Было бы странным ожидать, что из элементов с такими разнообразными и даже противоречивыми характеристиками получится вполне однородный и чистосортный комедийный сплав. Большинство вошедших в его состав элементов ведет себя превосходно — их, так сказать, не отнимешь от комедии. … Чрезмерное обилие в «Верных друзьях» длинно–метражных, некомедийных монтажных кусков, видимо, проистекает из известной робости некогда напуганных комедиографов, из их боязни, как бы родное детище не получилось слишком веселым. Сдобрим–ка мы его чем–нибудь серьезненьким.

Чувствуется в фильме и недоверие к комичности предлагаемого материала. Местами авторы нагнетают шутку за шуткой без продыха — нет даже пауз, рассчитанных на то, чтобы зрители шумно посмеялись. Поэтому многие реплики пропадают, заглушаемые хохотом зала по поводу предыдущей реплики. Фильм старается смешить даже в тех случаях, когда никаких к тому поводов ниоткуда не возникает. Драматурги (то ли у них характер такой, чтобы в шутках знать меру, то ли они когда–нибудь, до «Друзей», пострадали за «пустое хохмачество») не отважились, например, возлагать на уважаемого секретаря комитета комсомола комическую нагрузку — ни в словах его, ни в поступках ничего особо комедийного нет» (Кремлев, 1964).

Прав кинокритик Петр Черняев – в «Верных друзьях» «советское кино оживилось, «очеловечилось». Герои сошли с пьедестала и оказались обыкновенными людьми, перестали произносить речи о светлом будущем на века, и оказалось, что они умеют любить, жить сегодня, сейчас. … Милая картина о трех товарищах детства, один из которых стал известным хирургом, второй — профессором–животноводом, а третий — академиком архитектуры, учила не только верности дружбе, но заодно и боролась с бюрократизмом. Правда, боролась весьма ненавязчиво. Даже смешно» (Черняев, 2006).

Этот фильм и сегодня нравится многим зрителям XXI века.

«За»:

«Очень хороший фильм, добрый, с хорошим юмором, с прекрасными песнями, замечательными актерами. Никогда не надоест, всегда смотрится с удовольствием» (Инес).

«Этот фильм–фильм на все времена. Пройдёт ещё много лет, но всё равно он будет с интересом смотреться будущими поколениями зрителей. Это, наверное, один из самых удачных и интересных фильмов, снятых в советское время. Даже я, яростный критик очень многих фильмов, не смог при всём желании ни к чему придраться в этой прекрасной кинокартине» (И. Синько).

«Я раньше никак не могла понять, что же в этом фильме мне так нравится: образы в общем отлакированные, все такие соцреалистичные. Музыка– та да, прекрасная. Вокал очень хороший. Потом поняла – все эти великие актеры умудрились даже в таком социалистическом благе создать фигуры живых людей. Вот профессор Чижов – гений, но ехидный в принципе, любит пошутить над другими, и может даже подстроить каверзу (вспомним эпизод, как он представил друзей артистами, подставил, по сути). Академик Нистратов – с детства любил командовать, так и получилось, если бы не друзья, которые пристыдили его, так и находился бы на облаке своего превосходства. Лапин – добрый малый, но робок, черт возьми, нерешителен. Ждет, когда за него решение примут. Но какие все обаятельные!... В общем, каждый персонаж – просто прелесть!! (Стефа).

«Против»:

«Я безумно люблю старые фильмы. Пусть наивные, но я тоже отдыхаю, когда смотрю эти забавные, порой трогательные картины. И только один фильм "Верные друзья" меня не трогает. Абсолютно равнодушна к нему. Вроде, все при нем: знаменитые актеры, сюжет и песни раскрученные, но не заводит. Смотрела в разные периоды времени, и остаюсь при своем мнении» (Санти).

Киновед Александр Федоров

-2

Карнавал. СССР, 1982. Режиссер Татьяна Лиознова. Сценаристы Анна Родионова, Татьяна Лиознова. Актеры: Ирина Муравьёва, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Алевтина Румянцева, Вадим Андреев, Александр Абдулов, Екатерина Жемчужная, Вера Васильева, Александр Михайлов, Валентина Титова, Лидия Смирнова, Вячеслав Баранов и др. 30,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер легендарных «Семнадцати мгновений весны» – Татьяна Лиознова (1924–2011) начинала свой творческий путь с мелодрам. И снискавшая зрительскую любовь «Евдокия» – одна из них. Всего Т. Лиознова поставила 9 фильмов, пять из которых (и это не считая легендарных «Семнадцати мгновений весны») – «Евдокия», «Рано утром», «Им покоряется небо», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» – вошли в число самых кассовых советских кинолент.

Комедиям и мюзиклам вредны длинноты. О сей нехитрой истине, видимо, подзабыли авторы двухсерийного «Карнавала». Отсюда и частые сбои ритма, «температуры» эмоций, что, ох, как губительно для комедийной основы фильма.

Между тем тут есть прекрасно сыгранные и срежессированные, поистине карнавальные эпизоды (песенно-танцевальный монолог главной героини у телефона-автомата, пародия на арабские «душещипательные» мелодрамы).

Есть, наконец, талантливая и опытная актриса Ирина Муравьева, озорно-насмешливо сыгравшая семнадцатилетнюю (!!!) провинциалку Нину Саломатину, надумавшую «взять приступом» одно из столичных театральных училищ.

Как и в «Москва слезам не верит», в основе картины не стареющая сюжетная схема. Рядом с сольной актерской партией — хорошо подобранный «хор» известных артистов (Ю. Яковлев, А. Абдулов)...

Но, странное дело, наивно-простенький сюжет, казалось бы, созданный для «мюзикла», все время кренится в сторону самых разных жанров. Задорная комедия вдруг сменяется бытовой мелодрамой (возвращение Нины к матери), а потом завершается ослепительной безвкусицей помпезно-музыкального финала.

Финал, к слову, ставит своеобразный рекорд по затянутости. Героиня, наряженная в нелепый парик, не своим голосом поет нечто совершенно не вяжущееся с образом провинциалки Нины. Складывается впечатление, что все это возникло в погоне за масштабностью зрелища...

Киновед Александр Федоров

Комедийная мелодрама (или мелодраматическая комедия?) «Карнавал» – одна из самых популярных работ Т. Лиозновой.

В год выхода «Карнавала» на экран советская кинопресса встретила его доброжелательно.

К примеру, журнал «Спутник кинозрителя» писал, что картина сделана уверенно и интересно, а «постановщики фильма «Карнавал» — Татьяна Лиознова, ранее доказавшая своими фильмами (вспомните «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Мы — нижеподписавшиеся») мастерское владение профессией кинорежиссера, и автор сценария Анна Родионова, еще раз подтвердившая свой пристальный интерес к теме духовного становления вчерашних десятиклассников («Школьный вальс»)» ответили многие жизненные вопросы. «И сделали это по–карнавальному — изобретательно, красочно, неожиданно. А создать праздничную и искрометную атмосферу настоящего зрелища им помогли прекрасные песни композитора Максима Дунаевского на стихи Роберта Рождественского … и, конечно же, созвездие таких популярных актеров, как Юрий Яковлев, Клара Лучко, Александр Михайлов, Екатерина Жемчужная, Александр Абдулов, Валентина Титова» («Карнавал», 1982).

А кинокритик Феликс Андреев (1933-1998) в «Советском экране» пошел еще дальше, назидательно подчеркнув, что «Карнавал» «вполне доказательно, с немалой художественной убедительностью, легко и ненавязчиво подводит нас к новому понимаю вечной истины: утвердиться в жизни, осознать себя личностью любой человек может лишь много и упорно работая. Напряженный труд сформировал характер Нины Соломатиной, позволил правильно оценить свои силы и возможности, породил новые мечты и привязанности» (Андреев, 1982: 7).

Кинокритик Ирина Шилова (1937–2011) увидела в «Карнавале» «особую модель, объединяющую зрелищность и достоверность, миф и реальность, обыденное и костюмированное. … Лиознова любит актеров, она способна увлекаться ими, делать ставку на них. Так случилось и в картине «Карнавал» где И. Муравьева получила бенефисную роль, которая предоставляла возможность для самых разносторонних проявлений артистического дарования. Восхищение режиссера актрисой в ряде сцен становится всеподчиняющим: ощущаются длинноты, затяжки, как это происходит в одной из начальных сцен – катания по городу на роликах. В этой картине, как уже было сказано, в параллель работают две истории — реальная развивающаяся по законам мелодрамы, и музыкально–театральная, связанная с фантазиями героини. Один сюжет последовательно ведет к «перевоспитанию», к отказу от волшебных грез, к осознанию моральных устоев. Второй — более загадочен, ибо раскрывает реальное дарование Нины Соломатиной и в конце концов заставляет сожалеть о том, что ей (ввиду назидательности авторского замысла), не суждено стать актрисой» (Шилова, 1982).

Уже в XXI веке С. Кудрявцев подошел к «Карнавалу» в контексте истории мирового кинематографа, утверждая, что «для режиссёра Татьяны Лиозновой, которая неожиданно для всех обратилась к жанру по–эстрадному преподнесённой мелодрамы о напрасных усилиях приезжей добиться славы и женского счастья в столице (кстати, "Карнавал" из–за присутствия Муравьёвой оказывается парафразом суперпопулярной картины "Москва слезам не верит"), без сомнения не пропали даром её именно девичьи киновпечатления от лент с участием Любови Орловой, Дины Дурбин, Милицы Корьюс, Марики Рёкк... лента Татьяны Лиозновой словно заражается тем же сумасбродством провинциалки, рвущейся в актрисы, и удивляет явным стилистическим разнобоем и перебором. Однако не может не привлечь внимания как любопытный образец преломления голливудских и советских музыкальных историй минувших времён» (Кудрявцев, 2007).

Мнения сегодняшних зрителей о «Карнавале» серьезно расходятся:

«Замечательный, трогательный и ностальгический фильм. В детстве смотрелся как комедия, но с каждым годом все больше и больше слез при просмотре и давно перерос в мелодраму. Поначалу простое вроде кино, оказалось тонким и глубоким – т.к. все время находишь что–то в нем, на что раньше не обращал внимания, понимаешь что–то новое, простое и важное. Это очень ценно» (Алена).

«К фильму отношусь положительно, но без фанатизма. Не шедевр, но смотреть все равно хочется. Что такого удивительного в поведении Нины, не пойму. Обыкновенная средняя девочка из провинции, мечтающая стать актрисой. Разве таких мало? … Столько всего наговорили, что эта бедная Нина стала чуть ли не легкомысленной пустоголовой девицей, но мне она такой не кажется» (Лика).

«Ничего отличного в фильме нет. Муравьёва старая дева, а не школьница. Яковлев какой–то вялый. Кинокартина и тогда не понравилась, скукота неимоверная. Кроме песни там ничего достойного нет» (Норд).

«Не разделяю тут оптимизм некоторых, что она, мол, сейчас отсидится немного и потом уже станет актрисой. Я так лично увидел, наоборот, – она поняла, что актрисой ей не быть. Мечты, конечно, останутся, но так и будет жить с этими мечтами. Да и к тому же заболевшая мама... Нам намекают, что она заболела очень серьёзно, и Нине придётся ухаживать за ней. … Единственный плюс – то что она всё–таки попробовала. И не будет себя потом упрекать. И будет потом всю жизнь вспоминать эти свои мечты. А вообще – фильм то слабый. Такое созвездие великолепных актёров, такой режиссёр... А фильм так себе, на троечку. … Единственное, что я всегда пересматриваю в интернете – это песня "Позвони мне позвони". Вот это – высший класс! Жалко только что фильм не дотягивает до уровня песни» (В. Иванов).

Киновед Александр Федоров