Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Опекун"(СССР, 1971) и "Мы с вами где–то встречались" (СССР, 1954): разные мнения

Опекун. СССР, 1971. Режиссеры Альберт Мкртчян и Эдгар Ходжикян. Сценарист Самуил Шатров. Актеры: Александр Збруев, Георгий Вицин, Клара Лучко, Ирина Мурзаева, Константин Сорокин, Гурген Тонунц, Валентин Грачёв, Муза Крепкогорская и др. 31,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Альберт Мкртчян (1926–2007) поставил девять полнометражных фильмов («Законный брак», «Казенный дом»», «Прикосновение» и др.), из которых три («Земля Санникова» и «Опекун», «Лекарство против страха») вошли в тысячу самых популярных лент СССР.

Режиссер Эдгар Ходжикян (1923–2010) снял всего пять фильмов («Победитель», «Без срока давности» и др.), из которых в тысячу самых популярных советских фильмов вошли два – комедия «Опекун» и приключенческая лента «Победитель».

Некий тунеядец (в обаятельном исполнении Александр Збруев) волею судьбы становится опекуном одинокой старушки…

Комедию «Опекун» советские кинокритики (в отличие от зрителей) встретили, мягко говоря, прохладно.

К примеру, журналист и кинокритик Наталья Ильина (1914–1994) в журнале «Искусство кино» писала, что этот фильм относится к худшим образцам развлекательного «рецептурного» кинематографа – «с его непременным неверием в мыслительные способности зрителя. Зритель рассматривается мастерами рецептурного фильма как существо малоразвитое, неспособное самостоятельно понять, что хорошо, а что плохо» (Ильина, 1971: 63).

Но времена меняются, и в XXI веке С. Кудрявцев отнесся к этой комедии более доброжелательно, отмечая, что «в «Опекуне» львиная доля зрительского внимания досталась обаятельному и привлекательному, несмотря на нежелание трудиться, герою Александра Збруева, который воспринимался с сочувствием и симпатией. В трактовке актёра, Мишка–тунеядец отнюдь не лишён доброты и участия к людям. Вот только его стремление не затруднять себе жизнь, мягкий характер и отсутствие силы воли приводят к беспечному существованию. Учитывая время создания фильма (1970–й год), можно было бы вообще сказать, что этот самый Короедов, вопреки сатирическому пафосу сценария уже немолодого автора Самуила Шатрова, являлся если не аналогом советского хиппи, то неким бичом–пофигистом, который привык шагать по жизни бездумно и легко» (Кудрявцев, 2007).

Мнения зрителей об «Опекуне», как правило, существенно различаются. Хотя самих отзывов не так уже много, так как в целом картина оказалась сегодня в нише «забытого старого кино».

Киновед Александр Федоров

-2

Мы с вами где–то встречались. СССР, 1954. Режиссеры Николай Досталь, Андрей Тутышкин. Сценарист Владимир Поляков. Актеры: Аркадий Райкин, Людмила Целиковская, Василий Меркурьев, Мария Миронова, Владимир Лепко и др. 31,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Николай Досталь (1909–1959) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, но два из них («Дело «пестрых» и «Мы с вами где–то встречались») вошли в тысячу самых кассовых советских фильмов.

Режиссер Андрей Тутышкин (1910–1971) поставил семь полнометражных игровых фильмов развлекательных жанров, четыре из которых («Свадьба в Малиновке», «К черному морю» и «Мы с вами где–то встречались», «Шельменко-денщик») вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.

Некий известный артист (в забавном исполнении Аркадия Райкина) едет на юг, в санаторий…

Курортная комедия «Мы с вами где–то встречались» и сегодня вызывают интерес у зрителей.

Мнения «За»:

«Я всегда с удовольствием смотрю этот фильм! Мне всё в нём нравится! Игра актёров замечательная, особенно Райкина» (А. Алексеева).

«Хороший фильм! Уютный такой, как домашние тапочки:)» (Клауссе).

«Фильм удивительно светлый и жизнерадостный. Каждая роль, даже крошечная, шедевр» (Элла).

«Мне нравится этот фильм. Весёлый, и очень забавный. Современным комедиям до такого кино далеко» (Михаил Викторович).

«Я Райкина очень люблю. Среди немногого хорошего (ну, по моему мнению), что было при советах, Аркадий Райкин – непреходящая ценность, потому что искренне, талантливо, по–настоящему смешно, и просто красиво – даже когда изображает маргинальных личностей. Обожаю этот фильм – яркий, лёгкий, летний, просто круизный, действительно Золотой век кино. Возраст ещё не позволяет мне брюзжать, я просто каждый раз смотрю Райкина по всяким каналам и каждый раз помираю со смеху!» (Юлия Ч.).

Мнение «Против»:

«Тупизна, она во все времена – тупизна, хоть в советские времена, хоть в нынешние. И кто внушил народу, что Райкин был великий комик? Совершенно к нему равнодушен. В наши дни, думаю, он бы соревновался с Петросяном, с переменным успехом. … Просто раньше народ ничего другого не видел. Это сейчас юмористы табунами ходят. Что людям давали, то они и принимали на ура. Был бы тогда вместо Райкина Петросян, говорили бы сейчас, что Петросян несравненный гений. Комические приёмы Райкина действительно немногочисленны и примитивны» (Игорь).

Киновед Александр Федоров