Республика ШКИД. СССР, 1967. Режиссер Геннадий Полока. Сценарист Леонид Пантелеев (по одноименной повести Г.Белых и Л.Пантелеева). Актеры: Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Павел Луспекаев, Александр Мельников, Анатолий Столбов, Георгий Колосов, Вера Титова, Виолетта Жухимович, Лев Вайнштейн, Виктор Перевалов, Анатолий Подшивалов, Юрий Рычков, Александр Кавалеров и др. 32,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Геннадий Полока (1930–2014) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, но только три из них («Республика ШКИД», «Один из нас» и «Одиножды один») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Это самый известный фильм режиссера Геннадия Полоки, до сих пор заслуженно любимый многими поколениями зрителей.
В год выхода «Республики ШКИД» в прокат журнал «Искусство кино» отнесся к «Республике ШКИД» весьма позитивно, справедливо отмечая, что авторы «сознательно стремятся сделать свой фильм зрелищем интересным, захватывающим, они сразу «берут быка за рога» и овладевают вниманием зрительного зала. Для этого Г. Полока использует и необычность темы, и романтичность обстановки. Он открыто, демонстративно привлекает выразительные средства немого кинематографа, в иных местах откровенно «стилизует» фильм под старое кино» (Коваль, 1967: 53).
Известный культуролог и кинокритик Лев Аннинский (1934–2019) очень точно писал, что «тема фильма – чеховский герой, человек XIX века, интеллигент и гуманист, попавший в обстановку содома и гоморры. … состязание старомодной, беззащитной культуры с юной простодушной и безжалостной наивностью принимает характер взаимной мистификации» (Аннинский, 1968: 55).
«Республика ШКИД» привлекает к себе внимание и киноведов XXI века.
К примеру, С. Кудрявцев отмечает, что «постановщик Полока, тяготеющий к несколько эксцентричной манере, кажется, сделал всё возможное, чтобы представить давно минувшее чуть аттракционно, розыгрышно, в виде "остранённой" игры. Эту стихию своеобразного кинобалагана, но с внешне серьёзным выражением лица и подразумеваемой значимостью благих поступков лучше других чувствуют Сергей Юрский в роли Викниксора, директора школы, и Павел Луспекаев, сыгравший учителя Косталмеда» (Кудрявцев, 2007).
Об этой аттракционности пишет и известный режиссер и киновед Олег Ковалов, подчеркивая, что «пёструю, энергетичную эпоху, которую повлёк за собой Октябрьский переворот, Полока изображает так, что душа радуется – зрелищно, красочно, зрительски аппетитно. Фигуры, фактуры, затейливые подробности – выписаны плотоядно; снайперски точные детали, как в хорошем "немом" кино – не только толкают вперёд действие, но и создают вокруг себя игровое поле, арену для самозабвенных импровизаций. Замечаешь, правда, что иные краски положены жирновато, с густым перебором – но от народных плясок на площадях, охваченных праздничным карнавалом, не ждёшь же непременного изящества всех "па" до единого» (Ковалов, 2010).
Вадим Михайлин и Галина Беляева полагают даже, что «с «Республики ШКИД», наряду с целым рядом других, зачастую феерически талантливых фильмов, начинается эпоха вежливого советского постмодерна, которой суждено продлиться до начала 1970–х. Вежливого потому, что он, как правило, был ориентирован разом на все возможные страты современного советского зрителя, маскируя очередным рассчитанным на самую широкую публику «жанром» (в том смысле, в котором жанровой бывает живопись) ироническое остранение базовых советских мифов — рассчитанное уже исключительно на тех, кто в состоянии подобные игры оценить. … «Республика ШКИД» построена, прежде всего, на аккуратном смещении двух базовых жанровых конвенций. Первая связана с обязательной центрацией картины на фигуре харизматического и проницательного Воспитателя, за которым угадывается Партия. Вторая — с персонажем множественным, распадающимся на энное количество одинаково линейных, несмотря на все «характерные» различия, и обреченных на постепенную нормализацию фигур. … Викниксор на протяжении фильма не произносит ничего хотя бы отдаленно похожего на «правильный» советский лозунг, зато горячо и немного нелепо отстаивает демократические и общечеловеческие ценности. … «Подмена» центральной фигуры говорит сама за себя. Взаимоотношения партии и народа попросту исчезают из поля зрения… Подозрение, что Геннадий Полока вполне осознанно формировал в своем фильме булгаковский пласт, становится почти неодолимым, — а вместе с ним слегка сдвигается и общий ракурс видения всех этих отловленных и отправленных на перековку мальчиков, каждый из которых должен, в конечном счете, переродиться в Советского человека» (Беляева, Михайлин, 2014).
«Республика ШКИД» и сегодня – фаворит публики:
«Один из наиболее запомнившихся фильмов моего детства. Я впервые увидел его, будучи пятиклассником, то есть ненамного отличался по возрасту от "шкидовцев". Я помню, какую сенсацию этот фильм произвёл среди моих сверстников! Цитаты из фильма, что называется, "ушли в народ". Одного нашего одноклассника, весьма внушительной комплекции, помнится, тут же окрестили "Купой Купычем Гениальным". И сегодня я периодически пересматриваю фильм, и убеждаюсь в том, что он ничуть не устарел. Наоборот, с каждым новым просмотром обращаешь внимание на какие–то ранее не замеченные нюансы, детали» (Игорь).
«Республика ШКИД» это – всенародно любимая комедия на грустную тему беспризорников и вольное изложение содержания книг Г. Белых и Л. Пантелеева. Есть в ней реалистичные и самые лучшие части вроде конфликта со Слаеновым или линии с Тосей. Есть вещи гротескные с долей искромётного юмора, например, эпизод с «интеллигенцией», созывающей «шпану» свистом» (Света).
Киновед Александр Федоров
Матрос с «Кометы». СССР, 1958. Режиссер Исидор Анненский. Сценаристы: Петр Градов, Климентий Минц, Евгений Помещиков, Глеб Романов. Актеры: Глеб Романов, Николай Крючков, Николай Свободин, Татьяна Бестаева, Майя Менглет, Владимир Сошальский и др. 32,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Исидор Анненский (1906–1977) поставил без малого два десятка фильмов, многие из которых («Анна на шее», 1954; «Княжна Мери», 1955; «Екатерина Воронина», 1957; «Матрос с "Кометы", 1958; «Бессонная ночь», 1960; «Первый троллейбус», 1963) вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Музыкальная мелодрама «Матрос с «Кометы» стал звездным часом для актера и эстрадного певца Глеба Романова (1920–1967), жизнь которого после этого фильма, увы, пошла под откос. В 1965 году он получил срок за злостное хулиганство, отсидев полтора года, сильно запил, а 15 января 1967 года насмерть замерз на улице…
Как верно пишет киновед Петр Багров, «Матрос с «Кометы», «картина очень популярная у зрителей, подверглась в то же время жесточайшей критике: ее обвиняли в невыстроенности сюжета, отсутствии подлинно комедийных ситуаций, слабых актерских работах, наконец, в безвкусице. Обвинения были бы справедливыми, если бы речь шла о комедии. Но это было музыкальное ревю» (Багров, 2010: 27).
В качестве доказательства приведу довольно большой фрагмент из разгромной рецензии, опубликованной в 1958 году в журнале «Искусство кино»:
«Четыре автора трудились над сценарием этого фильма: П. Градов, К. Минц, Е. Помещиков и Г. Романов. К сожалению, работа авторского коллектива не оказалась плодотворной. Сценарий лишен интересных, привлекательных характеров, он построен на изрядно надоевшей, шаблонной схеме. … За этим каркасом ничего нет — ни глубины чувств, ни поэзии. Ничто не выдаст в героях фильма людей духовно интересных, живущих запросами своего времени, заботами своей страны. Как и авторы сценария, постановщик картины меньше всего думал о внутренней наполненности образов, о жизненной логике поступков героев — поэтому в персонажах нет живой искры, они не живут, не действуют сами по себе, а представляют, следуя указке драматургов и режиссера.
Поза, наигрыш — вот что, к сожалению, отличает игру основных исполнителей — и даровитого артиста эстрады Глеба Романова (Сергей Чайкин), и студентки ВГИКа Татьяны Бестаевой (Лена), и В. Сошальского (директор клуба), В этом повинен прежде всего постановщик фильма. Его пристрастие к внешней эффектности, «нарядности» кадра, к ложной красивости мизансцен толкает актеров на игру статичную, прямолинейную, однообразную. Кажется, будто режиссер, как в моментальной фотографии, усадил исполнителя на фоне раскрашенного холста, заставил его принять соответствующую позу, сказал: «Спокойно, снимаю!»— и актер застыл. Именно такое впечатление производят многочисленные кадры, где героям надлежит проявлять тс или иные чувства. … Молодой советский матрос. Молодая советская спортсменка. Что общего у них с образами, которые выдаются в фильме за образы нашей молодежи? Разве можно в конфетном красавчике узнать волевого, решительного моряка, горячего мечтателя, смелого советского парня, а в своенравной «обольстительнице» — простую советскую девушку, студентку?
Трансформация произошла нс только с образами центральных героев. Большое место в фильме занимает показ Всемирного фестиваля. Но как выглядит он на экране? Изумительным проявлением самых искренних чувств дружбы и солидарности молодежи всего мира был московский фестиваль. Незабываема взволнованная атмосфера этой встречи, ее сердечность, ее теплота. Однако не дух праздника, не высокий, благородный смысл единения молодежи всех стран света передает режиссер И. Анненский — его увлек калейдоскоп пестрых зрелищ, сменяющихся картинок балов и танцев. Фестиваль явился для режиссера лишь поводом для того, чтобы блеснуть размахом постановки, её пышностью. За сверканием фейерверков, аляповатой роскошью декораций и стремлением к «оригинальной» подаче концертных номеров исчезло главное: содержание фестиваля, его значение.
И не случайно поэтому в картине так резко разнятся инсценированные кадры и документальные, снятые на самом фестивале. Много раз видели мы в кинохронике открытие фестиваля, проезд делегатов разных стран по улицам Москвы, торжественный парад на Центральном стадионе в Лужниках. И снова и снова смотришь эти кадры с огромным волнением, потому что в них воплощены радость, красота самой жизни, сила молодости, дружбы, счастье мира. А фестивальные эпизоды, снятые на киностудии, примитивны, убоги по содержанию. Ведь нельзя игрой разноцветных огней, обилием пестрых красок заменить драгоценные впечатления, высокие чувства, которые охватили душу каждого участника незабываемого праздника юности. … перед зрителем то и дело возникают кадры, напоминающие раскрашенные картинки, дурные, безвкусные репродукции. Как можно богаче, роскошнее! — этот принцип постановщик осуществил по-своему последовательно. …
… фильм музыкальный. Но режиссер не последовал хорошим традициям, которые найдены нашими мастерами в этом жанре. Музыкальные номера, как правило, слабо связаны с сюжетом фильма, не помогают выражению чувств и мыслей героев. Не очень удачна музыка О. Фельцмана: в картине мало хороших песен, запоминающихся мелодий.
Новая картина будет зачислена по тематическим признакам в разряд «фильмов о современности». Как же — действие происходит в наши дни, герои — молодые советские люди... Но по самой сути своей, по характеру образов, показанных на экране, фильм довольно далек от современности, от богатой, разнообразной, творчески насыщенной жизни советского народа. Последние годы принесли нашей кинематографии немало настоящих удач, образцов искусства горячего, эмоционального, проникнутого духом времени, его высокими, благородными идеями. И жаль, что в этот стройный хор свежих, звонких голосов нет-нет, да и ворвется диссонансом подобное произведение» (Игнатьева, 1958: 122-124).
Однако «Матрос с «Кометы» нравится многим зрителям и сегодня:
«Фильм "Матрос с " Кометы" просто чудный. Это фильм моей молодости, после которого я влюбился в море и флотскую жизнь и посвятил ей всю свою жизнь, и не о чем не жалею по сей день. Спасибо его создателям и актерам» (Валентин).
«"Матрос с "Кометы" имеет историческое значение, так как в нем отражена обстановка доброжелательности, которая имела место в дни проведения Фестиваля молодежи и студентов в Москве. Нынешнее поколение даже не знает об этой страничке истории, а жаль! Фильм также имеет воспитательное значение!» (В. Тимофеев).
«Фильм–праздник, яркий и динамичный. Великолепен актёр–универсал Глеб Романов в главной роли. Музыка Оскара Фельцмана мелодична, приятна и легка. Отличные танцевальные номера. В небольших ролях блистают Иван Любезнов, Николай Свободин и чудо–актёр Николай Крючков. Вывод: любителям советского кино смотреть обязательно» (Леонид).
Киновед Александр Федоров