Найти тему
Кинолит

Унижения, насилие и разврат. Кого в России называли снохачами?

В повести Ивана Бунина "Деревня" главный герой спрашивает простого мужика Якова о причинах его печали: "Не радует? Скажи, пожалуйста! И всё из-за бабы?".

Тот, озираясь, жалуется на жену: "Из-за бабы, родимец её расшиби… Ревнует… В снохачи меня записала…"

Был ли на самом деле Яков снохачом, неизвестно. Персонаж этот в повести эпизодический. Однако само слово встречается в произведениях и других классиков русской литературы - у И. Тургенева, Н. Некрасова, Н. Лескова, М. Горького.

Снохачество - большой грех, между тем явление это было широко распространено в среде русского крестьянства. И, в общем-то, если глубоко копнуть, то сами крестьяне были в этом не виноваты.

Снохачество - это когда глава семьи состоит в половой связи с молодыми родственницами. Например, свёкор со снохой.

А куда тем временем смотрит молодой муж? А муж никуда не смотрит: он либо служит, либо на заработках, либо - самый страшный вариант - все видит, но молчит.

Снохачество стало повсеместным явлением из-за нищеты и бесчеловечных законов. Молодого мужчину, даже женатого, могли забрать в рекруты, лет эдак на двадцать пять. Разумеется никого не волновала участь его жены. Каково ей, бесправной, жилось в доме свекра? Если он человек порядочный, то хорошо. А если старый развратник? Тогда у молодухи был выбор: сдаться или безуспешно бороться за свою честь.

Свекор действовал примерно как герой той же бунинской повести Тихон Ильич. Подходил к молодой и без обиняков:

"В полсапожках ходить будешь, в платках шелковых... Четвертнова не пожалею!".

Правда, Тихон Ильич столь завидное предложение сделал не снохе, а работнице, и поступил, можно сказать, благородно: сперва посулил "богатства", а после уже, получив отказ, взял силой. Однако главная суть здесь в следующем: женщина была существом бесправным, полностью зависимым, вынужденным терпеть любые обиды и оскорбления.

Ещё одна причина распространения снохачества - необходимость крестьян уходить в другие деревни, села, города на заработки. Пока муж где-то там вкалывал, жена его обреталась в доме с похотливым стариком…

Иногда молодухи искали защиты в волостном суде, но практически никогда ее не находили. Свекор, как правило же, жестко мстил непокорной невестке: взваливал на ее плечи непосильную работу, наговаривал на нее сыну, избивал до полусмерти.

По мере распада патриархальной семьи это жуткое явление сошло на нет, но ещё незадолго до революции было делом обычным, хоть и постыдным. В. Набоков отмечал:

"Нигде, кажется, кроме России, — нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрёл характер почти нормального бытового явления".

О том, как живут простые мужики, в царской России мало кого волновало (да и сейчас волнует лишь на словах). Потому жили они в нищете и невежестве. И порождали эти нищета и невежество - постыдные, дикие нравы.