Найти в Дзене
Живопись

«Бойтесь ее, Карл!»: но он не послушался

Карл Брюллов, «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», 1831, холст, масло, 27 × 22 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Карл Брюллов, «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)», 1831, холст, масло, 27 × 22 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

А ведь его предупреждали – «Бойтесь ее, Карл!»

Но, когда сердце пылает страстью, разум молчит. И он не послушался. Она стала для него Музой на восемнадцать долгих лет и любовью на всю жизнь, ввела в высший свет и вдохновила на создание лучших картин, подарила ему незабываемые чувства и разбила сердце.
Карл Брюллов был послушным, прилежным и чрезвычайно одаренным. Наградой за старания, отданных учебе в Императорской академии художеств, и историческую картину – стала Большая золотая медаль и пенсионерская поездка в Италию.

Карл Брюллов, «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», 1821, холст, масло, 113 х 144 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов, «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», 1821, холст, масло, 113 х 144 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Он рисовал портреты

Наполненные солнцем пейзажи и невесомо-воздушные акварели, смело соединял реализм и барокко, классицизм и свои эмоции. Он вдохновлялся средиземноморскими мелодиями, сотканными из солнечных лучей, и сочной яркостью красок природы, видимой идиллией и осязаемой красотой итальянских красавиц. И встретил Ее. Графиня Юлия Самойлова обладала всем, о чем могла мечтать женщина, – звучным титулом и статусом светской львицы, огромным состоянием, неотразимым очарованием и свободой. Позади остался неудачный брак, общество судачило о ее происхождении, отношениях с Александром I и многочисленных романах. А она наслаждалась жизнью в Италии, блистала на приемах и влюблялась.

Их чувства были взаимными

Обжигающими и страстными. Она помогала ему найти заказчиков, нетерпеливо позировала, проводила выставки и нежно опекала обожаемого «Бришку». Он месяцами напролет рисовал свое «итальянское Солнце» и создал свой лучший шедевр – «Последний день Помпеи», который принес ему славу, признание и почетное звание «Русского Рубенса». Они расставались и заводили романы. Брюллов уезжал в Россию, меланхолично страдал и неудачно женился.

Самойлова – его «личный Везувий»

– спасала его от тоски, возвращала вдохновение и увозила в Италию. Но в 1845 году сложный и долгий роман закончился. Он ушел через семь лет, оставив после себя эпохальные полотна, камерные портреты, акварельные рисунки и образы своей прекрасной Музы, запечатленные на многочисленных картинах. Она пережила его на 23 года, оставшись без богатства и поклонников. Но как самое ценное наследство до самой смерти хранила портреты, написанные ее Художником.

Карл Брюллов, «Прерванное свидание (Вода уж чрез бежит)», 1827–1830, картон, акварель, белила, графитный карандаш. 23 × 18,7 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Карл Брюллов, «Прерванное свидание (Вода уж чрез бежит)», 1827–1830, картон, акварель, белила, графитный карандаш. 23 × 18,7 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!