Что-то стали припоминаться студенческие годы...
Ленинский зачёт
Да-да, я когда-то был студентом, а ещё я был членом ВЛКСМ. И в нашей группе АП-43 была даже комсомольская организация.
Кто не знает: ВЛКСМ это аббревиатура, обозначающая то же самое, что и «комсомол».
И у меня даже был комсомольский билет, я носил комсомольский значок, а в институте была у меня даже учётная карточка (институтская организация в силу многочисленности имела права райкома — см. Устав ВЛКСМ). Да, так вот, в комсомольских организациях проводилось такое мероприятие как Ленинский зачёт. Если мне не изменяет память, то начало оно проводиться с 1970 года. Между прочим, отличное в своей идее мероприятие, его идею губил исключительно формализм. Ну, насколько формален был Ленинский зачёт у нас... сейчас увидите.
И позавидуете!
Зачёт у нас в нашей комсомольской организации в группе проводился при вполне даже активном участии всех комсомольцев. Были ли студенты-некомсомольцы? Были. Кстати, мы регулярно принимали решение о возможности их участия в этом мероприятии. Кто хотел из них, тот и участвовал. Он только голосовать не имел права, а обсуждать — запросто.
Это был Ленинский зачёт весной на первом курсе. Ну, в нашей группе все были такие самостоятельные парни и девушки, все такие индивидуальные и уникальные как снежинки, да ещё и надо учесть, больше половины поступило, пройдя двойную сессию (почему — отдельный разговор), обучение на первом курсе нашей специальности для школьников было очень суровым, а наша специальность была тогда во всём мире весьма и весьма элитарной, просто такие вот люди будущего (я не шучу, я смотрел свои записи того времени, и менее чем масштабами Солнечной системы я вообще в них не оперировал, это не «какие-то там» геологи, которые дальше нашей планеты ничего не видят... ага, всего-то навсего — планеты... не то что мы, математики — нам хоть атом, хоть галактика...).
И вдруг на этом мероприятии при обсуждении отчёта уж не помню кого поднялся мой друг Лёня и заявил: «Слушайте, что вы, как стая обезьян, хотите закидать грязью что-то блестящее?!» Ну, откуда-то последовала реплика, что, мол, не всё то золото, что блестит... Ну, в известном смысле Лёня, конечно, одновременно, был и прав и неправ, одно только то, что он сам спокойно встал и бросил вот такое, уже означало, что мы — конечно, не «стая обезьян», с «чувством ранга» у нас был полный абзац, понятное дело, однако мысль, высказанная им, почему-то задела многих.
Тоталитаризм, понимаешь!
Как видите, «эпоха была жуткая, просто жутчайшая. Настроение было гнусное и атмосфера была мерзопакостная. Но, тем не менее, рыба в Каме была!»
Особенно задело слово «стая». С «обезьянами» всё было в порядке. Вот это я отлично помню.
И тут почалося! Все, уже напрочь позабыв о мероприятии, принялись бурно обсуждать кто мы такие: коллектив или стая... а, может, стадо? А поскольку дело происходило в аудитории, где собрались начинающие будущие математики, а все неофиты обычно куда как правовернее давнообращённых, то мы попытались найти формальное определение термину «коллектив».
Почему формальное? Ну, это — культура мышления именно математиков. В математике нет содержательных объектов. Там всякий объект имеет только то содержание, которое полностью совпадает с его формой. Поэтому как раз в математике и можно давать определения перечислением признаков — там определённости для-иного и определённости в-себе просто всегда и всюду совпадают. Ну, грубо говоря, в математике под определениями понимают именно определённости. И именно их! Ну да, математика имеет границы... удивились?
Слушайте, а почему кто-то полагает, что каждая деятельность универсальна, беспредельна и всеобъемлюща?
На самом деле всякая определённая деятельность имеет границу, но важно, чтобы эта граница была ещё и пределом.
Вот что важно, а не само по себе наличие границы.
Но договориться мы не смогли. Никак. Мы отвергали одни признаки и вытаскивали другие, мы обсуждали приложимость того или иного признака вообще к людям, их логическую сочетаемость, время от времени уходя по боковым линиям рассуждения (вот как я сейчас). Мы выскакивали к доске и что-то писали и рисовали диаграммы Эйлера-Венна, кстати, стараясь изо всех сил вводить какие-то формальные обозначения, которые понять вообще были в состоянии только мы сами... (слава Н. Бурбаки, словом, никому не давала покоя! ну ещё бы!). В общем, такой вот Ленинский зачёт у нас закончился, когда уже за окнами начало смеркаться. То есть через три с половиной часа мы очнулись и решили, что ... надо решать дальше.
Бяхме ний истински, искрени, искащи,
мислещи само на глас...
...
Недялко Йорданов. Някога
Автобус. Записная книжка
Мы отправились домой, кстати, вместе с Лёней, по пути обсуждая «проблему коллектива», а затем в автобусе я вытащил записную книжку и записал:
«Коллектив — стая — стадо... надо подумать что это? Определения!!! искать...»
И я и Лёня тогда решили, что надо всё же взять паузу, потому что мы идём по кругу. И Лёня стал рассказывать мне о шумерах.
О настоящих шумерах, а не о тех, которые Чёрное море шаблюками копали, Лёня тогда о черноморских шумерах ещё ничего не знал.
Вот, чёрт возьми, проблемы-то для семнадцатилетнего студента советского вуза в преддверии одного из самых памятных дней в его жизни Уж да уж!
Затем многое что случилось и произошло, весна сменилась жарким сибирским летом, наступила замечательная очень. Из дворов потянуло дымком. Но в записную книжку я заглядывал постоянно.
Через несколько месяцев в книжке появились записи:
1. коллектив, стая или стадо это непустое множество.
2. множество с количеством элементов более одного, тавтология... более одного, значит, заведомо непустое.
3. коллектив, стая, стадо это множество, как минимум,млекопитающихживотных. А толпа?
4. толпа это только о людях. Коллектив - о людях, значит, пока надо понять в чём толпа отличается от коллектива. Стадо это, скорее всего, исключительно о животных (почему только? ну, допустим, так). Значит, перепишем начальное: коллектив - стая - толпа.
После этого шли записи уже на болгарском языке.
Сразу скажу, что последняя запись на эту тему была сделана уже на излёте пятого курса. И я о ней поведаю.
Но не хотите ли порассуждать сами?