Начало здесь
26-27 августа на совещаниях, проведенных в штабе Восточного фронта немецкой армии в Плессе (Силезия), Бетман Холлвег проинформировал адмиралов о своем намерении заверить Вашингтон, что отныне «командиры подводных лодок получили четкие приказы не торпедировать пассажирские пароходы без предупреждения и без предоставления возможности для спасения пассажиров и экипажей».
Тирпиц и Бахман утверждали, что такое заявление признало бы «правильность утверждения противника о том, что кампания подводных лодок была незаконной». Однако, канцлер, несмотря на их возражения, заручился одобрением Вильгельма II и сумел свести к минимуму негативную реакцию внутри страны, приурочив свое выступление к окончанию летней сессии рейхстага 27 августа.
Заявление Бетмана Холлвега побудило Тирпица и Бахмана в очередной раз подать в отставку. На этот раз император принял отставку Бахмана, но настоял на том, чтобы Тирпиц остался, хотя почти двадцатилетняя деятельность статс-секретаря в качестве ведущего голоса в германском военно-морском флоте явно подошла к концу.
Еще одно свидетельство того, что солнце Тирпица зашло, появилось 5 сентября, когда его старый соперник адмирал Хеннинг фон Хольцендорф, ушедший в отставку в 1913 году, проведя предыдущие четыре года в должности командующего флотом Открытого моря, был призван обратно на действительную службу, чтобы занять место Бахмана в качестве начальника адмиралтейского штаба.
Вильгельм II удостоил Тирпица личной аудиенции и заверил его, что будет продолжать обращаться к нему за советом «по всем важным вопросам военно-морской политики», но отныне архитектор военно-морской экспансии Германии Тирпиц будет проживать в Берлине, а не в штаб-квартире, и, таким образом, будет выполнять исключительно консультативные функции.
Вскоре Хольцендорф нашел общий язык с начальником Верховного командования сухопутными войсками генералом Эрихом фон Фалькенхайном и Бетманом Гольвегом, выступавшими против продолжения глобальной подводной войны. Вместе они убедили Вильгельма II в том, антагонизм, возникший в Соединенных Штатах и других нейтральных странах по отношению к Германии, намного перевешивает материальные потери, которые могут нанести ее небольшие подводные силы. В итоге новые приказы, изданные 18 сентября, подчинили дальнейшую деятельность немецких подводных лодок против невооруженных судов традиционным международным правилам.
Таким образом, всего через семь месяцев Германия отказалась от своего великого эксперимента с глобальной подводной войной, хотя два последних месяца (август, потопивший 182 770 тонн, и сентябрь, потопивший 136 050 тонн) были самыми успешными месяцами кампании. В конце концов, Бахман оказался прав в своем предсказании о том, что первый раунд неограниченной подводной войны, проводимый с недостаточными ресурсами и отсутствием решимости у гражданских властей Германии, не имел бы «никакого эффекта для обеспечения окончательной победы немецкого народа, но был достаточным для создания инцидентов и ссор с американцами».
С введением новых ограничений единственный дипломатический конфликт, связанный с подводной войной, произошел после торпедирования 6 ноября у берегов Сицилии 8200-тонного итальянского пассажирского лайнера «Анкона», направлявшегося домой из Нью-Йорка, в результате чего погибло двадцать семь человек, включая девять американцев. Поскольку атакующая лодка U-38 (капитан Валентинер) в то время ходила под австро-венгерским флагом, инцидент едва не привел к дипломатическому разрыву между Вашингтоном и Веной.
Валентайнер остановил «Анкону», когда его подводная лодка находилась в надводном положении, как того требовали новые ограничения. Однако, экипаж «Анконы», бросив пассажиров на произвол судьбы, сам перебрался в спасательные шлюпки. Прождав 45 минут, когда к месту происшествия приблизились другие корабли, Валентайнер торпедировал лайнер в нос, а не в середину, нанеся смертельные повреждения, но тем самым предоставив пассадирам целые 45 минут что бы покинуть корабль. Хотя действия Валентайнера в конечном счете позволили спастись 545 из 572 находившихся на борту пассажиров «Анконы», и Италия, и Соединенные Штаты приравняли затонувшую «Анкону» к «Лузитании». В конечном счете, чтобы умиротворить американцев, министр иностранных дел Австро-Венгрии граф Иштван Буриан пообещал Лэнсингу, что его правительство выплатит компенсацию и накажет командира подводной лодки.
Валентайнер, конечно, не был наказан, а к концу войны подводные лодки под его командованием потопили почти 300 000 тонн грузов союзников. Этого достаточно, чтобы считать его третьим по успешности командиром немецких подводных лодок в Первую мировую войну.
Следующее спорное потопление, совершенное подводной лодкой под командованием Валентайнера произошло 30 декабря, всего через день после того, как Буриан успокоил американцев. В тот день U-38, курсировавшая у берегов Крита, без предупреждения торпедировала британский лайнер «Персия» водоизмещением 7950 тонн. Среди 334 погибших были двое американцев. Консульство США в Египте вскоре подтвердило, что на «Персии» было установлено 4,7-дюймовое (12-см) орудие, что оправдывало решение Валентайнера рассматривать его как вспомогательный крейсер, а не как пассажирское судно.
Находясь в Берлине, Тирпиц оставался ведущим сторонником глобальной подводной войны и выступал за создание подводных сил, достаточных для нанесения реального ущерба Британии. Германии потребовались бы не десятки, а сотни подводных лодок, построенных в достаточном количестве, учитывая их очень короткий срок службы. При этом экипажи субмарин также должны были рассматриваться как расходный материал и быть обученными в достаточном количестве, чтобы компенсировать большие потери. Таким образом, по-настоящему глобальная подводная война потребовала бы не только значительного перераспределения людских ресурсов военно-морского флота, но и гораздо больше денег.
Самые крупные подводные лодки, построенные в 1917 году, после возобновления глобальной подводной войны, стоили (в расчете на тонну) на 40 процентов дороже, чем немецкие надводные корабли сданные в эксплуатацию в том же году. Для того, чтобы обеспечить необходимое количество подводных лодок, военно-морскому флоту пришлось бы прекратить работы по всем дредноутам и линейным крейсерам, которые не были близки к завершению.
После того, как Тирпиц представил этот расчет на серии совещаний, проведенных в военном министерстве Пруссии (30 декабря – 5 января), Фалькенхайн признал, что он следовал той же логике, планируя кампанию 1916 года на Западном фронте, сосредоточив внимание на Вердене. Хольцендорф, также находившийся в Берлине на этих встречах, тоже пересмотрел свою позицию.
Несмотря на то, что количество немецких подводных лодок в начале нового года (пятьдесят четыре, включая четырнадцать подводных лодок UB и одиннадцать минных заградителей UC), оставалось далеким от идеала Тирпица, 7 января Адмиралтейский штаб опубликовал меморандум, оправдывающий более агрессивное ведение войны, кульминацией которого стал приказ от 29 февраля об «усиленной» кампании подводных лодок.
Но все усилия Фалькенхайна и Хольцендорфа не смогли переубедить Бетмана Холлвега. Когда 4 марта все трое встретились с Вильгельмом II, канцлер одержал верх, и император согласился с ним в том, что неограниченная подводная война должна быть «отложена на неопределенный срок». Тирпиц, вдвойне уязвленный тем, что его не допустили на встречу, и ее итогами, подал в отставку восемь дней спустя, окончательно завершив свою девятнадцатилетнюю карьеру на посту госсекретаря.
Тем временем, действуя согласно приказу Хольцендорфа от 29 февраля, отдельные командиры подводных лодок становились все более агрессивными. Некоторые из них нападали на торговые суда союзников без предупреждения. Ситуация обострилась после того, как 24 марта UB-29 торпедировала французский пассажирский паром «Сассекс» в Ла-Манше. На борту находились два десятка американцев, и, хотя никто не погиб, 18 апреля Вильсон выдвинул ультиматум, требуя, чтобы Германия «отказалась от своих нынешних методов ведения подводной войны против пассажирских и грузовых судов, в противном случае будут нарушены дипломатические отношения с Соединенными Штатами». В итоге доводы Бетманна Холлвега возобладали, а неделю спустя адмирал Шеер, преемник Пола на посту командующего флотом Открытого моря, отозвал все подводные лодки домой. 4 мая Министерство иностранных дел Германии проинформировало американское правительство об изменении политики и отказе от глобальной подводной войны.
======================
Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520–2839) является сетевым средством массовой информации и публикует статьи по актуальным проблемам гуманитарных и естественных наук
======================