Найти тему
PRO ИКОНЫ и искусство

Иконописец передумал. Можно ли поменять образ по ходу создания иконы

Иконописец передумал?! Именно так я бы псказала об иконе, которую увидела однажды в Ярославском художественном музее.

В рамках экспозиции посвященной 350 летию со дня рождения Петра I, среди других икон 17 века особенно привлекла внимание одна "Апостол Фома из Деисусного чина".

Апостол Фома из Деисусного чина
последняя четверть 17 века
Раскрыта в 1947 году
Апостол Фома из Деисусного чина последняя четверть 17 века Раскрыта в 1947 году

Образ юного апостола Фомы, привлекает в первую очередь, яркими красками плаща, одновременной динамикой и плавностью линий. Особенными выглядят линии сладок гиматия, создается впечатление, что каждая складка именно на своем месте, а образ будто парит в пространстве и движется.

-2
-3

При более внимательном знакомстве с образом замечаешь, что графья проведена совсем по иному. Даже на фотографии видно, что руки апостола Фомы изначально выведены в совсем другом положении - более традиционно.

Желтыми стрелками отмечены линии графьи
Желтыми стрелками отмечены линии графьи

Что это? Поиски образа были не простыми? Или в ходе работы поменялись планы?

А ещё судя по трем различным текстам подписи иконы, ее неоднократно поновляли.

Каждый раз когда делаю графью цировкой на иконной доске и есть некоторая неуверенность в линии - вспоминаю именно эту икону. Ведь иногда иконописцу передумать можно же?