Неделю назад я начала серию постов о том, какие произведения читали в школе в разные периоды нашей истории. Если ещё не видели первую статью цикла, вот она:
Сегодня я постараюсь кратко изложить результаты своих наблюдений за литературой первого советского периода.
Чего это я вдруг полезла в историю методики? Подробнее - в посте, где я рассказываю Вам о себе:
Вообще, стоит начать с того, что впервые такой документ, как программа по литературе, появился ещё до официального возникновения СССР, а именно в 1919 году. Правда, тогда она была не общегосударственной (о государстве в этот период вообще сложно говорить), а региональной. Существенных отличий по сравнению с гимназическими списками, которые я приводила в первой статье цикла, не было. С течением времени списки лишь дополнялись советскими произведениями, соответствующими партийным установкам. Советские программы по литературе разных лет — 1921, 1938, 1960 и 1984 годов — отражали все происходившие в стране изменения, а также серьёзные перемены как в самой литературе, так и в системе образования. Дальше обязательно по периодам укажу, как это было.
С образованием нового государства правительство поставило образование на одно из первостепенных мест в своей деятельности, однако быстро и кардинально изменить дореволюционную систему обучения сразу же после Революции 1917 года и Гражданской войны было сложно. Положение «О единой трудовой школе РСФСР», которое гарантировало всем право на бесплатное светское образование, вышло еще в октябре 1918 года, но общегосударственная программа появилась только в 1921 году. Она первоначально создавалась для школы-девятилетки, но из-за ряда проблем в стране в этот период обучение пришлось сократить до семи лет и поделить его на две ступени: третий и четвертый годы второй ступени соответствуют последним двум выпускным классам школы.
Состав программы, повторюсь, остался практически тождественным дореволюционному.
Чтобы не дублировать текстом, приложу в качестве скринов выдержки из списка.
Работой по созданию этой программы по литературе руководил выдающийся литературовед Павел Сакулин.
Он опирался на принципы, сформулированные на I Всероссийском съезде преподавателей русского языка и словесности:
- вариативность в обучении (четыре варианта программы вместо одного с четырьмя соответствующими списками произведений),
- внимание к интересам и потребностям не только учителей, но и учеников.
Основну данной программы составляла русская литературная классика XIX столетия. Литература предыдущих веков, советская литература и зарубежные произведения были представлены в ней довольно скромно.
Задачей школьного курса литературы было не освоение всего списка, а эмоциональное восприятие и личное осмысление его части. На мой взгляд, это очень важная заслуга этой программы. Да, стоит расставлять акценты на значимых произведениях того или иного периода, но ученик должен сам прочувствовать и оценить их.
Гораздо лучше прочитать и хорошо разобраться в десятке произведений, чем пролистать 70 ради галочки.
Ещё одна отличительная черта этой программы - индуктивный метод: учащиеся сначала погружаются в сам текст произведений, а затем узнает историко-литературный контекст. Даже биография читателей при этом подходе не должна была предварять знакомства с произведениями.
В этом методе есть свои плюсы и свои минусы. Мне кажется, на современном этапе школьникам сложно было бы понять произведения без предварительного ознакомления с контекстом.
Вспоминается басня Крылова "Волк на псарне" или рассказ Тургенева "Муму". Как углубиться в текст басни, не зная о том, что Крылов ею откликнулся на события Отечественной войны 1812 года? Как объяснить поступки Герасима, не рассказав о матери Тургенева или о крепостном праве вообще?
Конечно, программа, включающая в себя мало произведений советских писателей, пролетариев, идейных коммунистов, не могла удовлетворять власти. Уже к концу 20-х годов возникла потребность (и возможность) изменений.
Сам принцип единого перечня обязательных произведений, а также единого учебника, был закреплен Постановлением ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» в 1933 году. Список, конечно, обновлялся периодически, учебники время от времени менялись, но подход «одна страна – один учебник – один список» просуществовал до самого развала СССР.
Что же добавилось к дореволюционным спискам в период с 1921 до 1937?
• «Нравы Растеряевой улицы», «Власть земли» Г. Успенского.
• «Художники», «Красный цветок» В. Гаршина.
• «Сон Макара», «Слепой музыкант», «Река играет», «Лес шумит» В. Короленко.
• «Степь», «Мужики», «Вишневый сад» А. Чехова.
- «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Мать», «Детство» М. Горького.
- «Жили-были», «Молчание», «Жизнь человека» Л. Андреева.
- Лирика К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Блока.
- Лирика крестьянских и пролетарских поэтов.
Спасибо, что дочитали! Как Вы оцениваете становление программы по литературе? Что читали из перечня для первых поколений советских школьников?