Найти в Дзене

Литература в школе: от Слова к словесности. Что читали школьники?

Оглавление

Школьная программа по литературе - это одна из моих любимых тем для дискуссий. На 3 или 4 курсе, изучая методику обучения литературе, мы с одногруппницами и преподавателями неоднократно обсуждали этот вопрос и редко приходили к четкому единому мнению.

Парадокс, но даже безумно влюблённые в литературу люди, энтузиасты, которые хотят привить любовь к чтению у будущих поколений, расходятся в оценке того, что предложено для чтения современным школьникам.

Фото автора канала
Фото автора канала

2 года работы со студентами, почти 10 лет работы со школьниками дали огромный опыт восприятия школьной программы по литературе детьми разного возраста и разного уровня мотивации к обучению.

Эта тема не нова и не уникальна, но она постоянно вызывает эмоции у самых разных людей - школьников, учителей, родителей... Возникла она недавно и у меня в комментариях под постом об экранизации "Войны и мира".

Советская экранизация "Войны и мира": фильм, за мнение о котором меня осуждали и оскорбляли
Lenny reads6 сентября 2023

Мнение одного из подписчиков: школьники чаще всего не готовы воспринимать серьёзные классические произведения
Мнение одного из подписчиков: школьники чаще всего не готовы воспринимать серьёзные классические произведения

Мнение другого подписчика: надо читать через "не хочу"
Мнение другого подписчика: надо читать через "не хочу"

Я постараюсь в серии статей изложить этапы формирования программы по литературе, охарактеризовать современный состав произведений, поделиться собственным опытом и мнением на этот счёт.

Если Вам интересна эта тема, подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации.

В историческом вопросе я буду опираться на работы Михаила Георгиевича Павловца, доцента, кандидата филологических наук, преподаватель ВШЭ. В частности, вот на эти две статьи.

М.Г. Павловец
М.Г. Павловец

В начале было... была словесность

Конечно, это не совсем правда. В начале было всё-таки Слово Божие. С Крещением Руси появились школы, где люди могли учиться грамоте. Стоит ли напоминать, что в Х веке не приходится говорить о литературе и, более того, о списках произведений для учеников. Целью было (и то не для всех, разумеется) - освоение грамоты.

Нам, конечно, хорошо известно, что практически до XVII века древнерусская литература носила либо религиозный, либо историографический характер, воспринималась не в качестве произведения искусства, необходимого для эстетического наслаждения. Более того, произведения древнерусской литературы не были доступны широкому читателю (да и говорить о "широком читателе" не приходится).

Петровская эпоха сделала существенный шаг к системе образования, однако и при Петре I до уроков литературы не дошло. Согласно историческим сведениям, в школах XVIII века бОльшее внимание уделялось точным наукам, а навык чтения носил прикладной характер.

В 1764 году Екатерина II учредила Смольный институт (Воспитательное общество благородных девиц).

"Предметами обучения в первом возрасте (6–9 лет) были: Закон Божий, русский и иностранные языки (чтение и письмо), арифметика, рисование, рукоделье и танцы. <...> В третьем возрасте (12–15 лет) вводились словесные науки, состоявшие в чтении исторических и нравоучительных книг," - Зинаида Мордвинова, «Смольный институт в эпоху Екатерины II»

Юноши, которые получили возможность обучаться систематически почти 30 годами ранее, по-прежнему использовали чтение лишь как инструмент для постижения точных и гражданских наук. Разумеется, я говорю только об образовательных стандартах. Конечно, в личных целях молодые люди читали, иначе как могла возникнуть вся наша прекрасная литература?..

В 1786 году распространение получили народные училища, где обучали базовым знаниям грамоты, арифметики, геометрии, физики и ряда других дисциплин.

Через два десятилетия эти училища постепенно преобразовывались в гимназии, а в программу обучения вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, иностранные языки. В гимназиях уже наконец делали упор на гуманитарные науки. Но до литературы по-прежнему далеко!

На рубеже XVIII и XIX веков в светском образовании возникает предмет "Словесность", в основе которого лежало изучение риторики и латыни. Позднее в ней как раздел возникнет поэтика, которая станет крошечным шагом на пути к современным уроками литературы.

Что же читали?

В духовных училищах упор делали на древнерусскую литературу, летописи, жития святых. А гимназисты подробно изучали творчество иностранных писателей — французских, английских, немецких.

В 1804 году вышел «Устав учебных заведений, подведомых университетам». В этом документе впервые появился термин «хрестоматия» — так называли сборники текстов, которые рекомендовалось использовать на уроках.

Н.И. Греч. Изображение взято из открытых источников
Н.И. Греч. Изображение взято из открытых источников

Журналист и издатель Н. Греч в 1812 году составил хрестоматию «Избранные места из русских сочинений и переводов в прозе». Эта книга стала первым сборником, в который вошли произведения только российских авторов.

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали, ведь предпочтение отдавалось языкам иностранным - прежде всего, французскому.

В 1822 году Н. Греч выпустил новую хрестоматию — «Учебную книгу российской словесности».

В. Белинский писал о сборнике: 

«Хрестоматия… если не отличается строгостью в выборе пьес, зато знакомит почти со всеми писателями, игравшими сколько-нибудь значительную роль в нашей литературе».

В «Учебную книгу» вошли произведения писателей XVIII века — Михаила Ломоносова, Дениса Фонвизина, Гавриила Державина,  Александра Пушкина, Василия Жуковского, Константина Батюшкова. Но раздел современной литературы был совсем небольшим: из всех работ Пушкина поместили туда только небольшой отрывок из «Руслана и Людмилы».

А.Д. Галахов. Изображение взято из открытых источников
А.Д. Галахов. Изображение взято из открытых источников

В 1843 году «Русскую хрестоматию» составил педагог и критик Алексей Галахов. Он убрал из сборника многие тексты XVIII века, а взамен добавил произведения современных ему авторов — Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Алексея Кольцова. Хрестоматия вызвала негодование общественности: классиков убрали, добавили современных, ещё не признанных, молодых авторов.

В хрестоматиях середины века появлялись произведения современных авторов - Льва Толстого, Федора Достоевского, Александра Островского, Ивана Тургенева.

В середине XIX века "Русская словесность" продолжает быть интегрированной дисциплиной, однако уже в 1860-1870-е годы в её русле предлагается изучать образцы русской литературы, а также её теорию и историю.

С этого момента учёные и педагоги начинают разрабатывать различные подходы к преподаванию словесности. В методике обучения возникли два направления - академическое и воспитательное. Исходя из названий, можно догадаться, что представители первого стремились привнести в занятия словесностью то, что сейчас мы называем филологией (теория, история, критика, анализ и т.д.), а второго - считали литературу - средством нравственного и эстетического воспитания.

С 1890-го года русский язык становится отдельной дисциплиной, а словесностью вплоть до революции 1917 года будет называться курс, который включает объяснительное чтение, анализ произведений, теория слога. Иными словами, предтеча наших современных уроков литературы.

Что же читали ученики на рубеже веков?

Устное поэтическое творчество: лирика, старины, сказки, духовные стихи.

Памятники древнерусской литературы: «Слово о полку Игореве», «Повесть о Юлиании Лазаревской»; повести о Ерше Ершовиче, о Горе-Злочастии, о Савве Грудцыне, о Фроле Скобееве.

• Лирика М.В. Ломоносова.

• «Недоросль» Д.И. Фонвизина.

• Лирику Г. Державина.

• Избранные главы «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева

  • «Бедная Лиза» Н. Карамзина.

• Лирика В. Жуковского.

• «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

• Лирика, поэмы, «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина» А. Пушкина.

• Лирика, «Мцыри», «Демон», «Герой нашего времени», «Песня про купца Калашникова» М. Лермонтова.

• «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Шинель», «Портрет», «Ревизор», «Мертвые души» Н. Гоголя.

• Избранные лирические стихотворения А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова.

• «Записки охотника», «Стихотворения в прозе», романы И. Тургенева.

• «Обломов» И. Гончарова.

• Пьесы А. Островского.

• Сказки М. Сал­тыкова-Щедрина.

• Романы Ф. Достоевского («Бедные люди», «Братья Карамазовы» или «Преступление и наказание»).

• «Детство», «Отрочество», «Юность», «Война и мир», «Хаджи-Мурат», «Алеша Горшок» Л. Толстого.

Спасибо, что уделили время! Знали ли Вы о том, каким образом развивалась методика преподавания литературы? Как Вам перечень дореволюцинных произведений для чтения?

В скором времени я продолжу рассказывать о становлении литературы как школьной дисциплины, приведу списки чтения для советских школьников в разные исторические периоды.

Поддержите, пожалуйста, публикацию лайками и комментариями, если эта тема интересна для Вас.