Сегодня про роман, к статье о котором я долго не знала, как подступиться, ведь поднимаемых в нем тем хватит на несколько таких публикаций.
"Волшебная гора" Томаса Манна - книга совершенно монументальная, но как часто бывает, вызывающая у избалованного читателя неудержимый приступ зевоты примерно на 800 из 925 страниц.
Томас Манн – немецкий писатель, получивший в 1929 Нобелевскую премию по литературе ("Прежде всего, за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы, и популярность которого неуклонно растёт"), считается одним из величайших писателей XX века.
Своими вдохновителями, учителями, сформировавшими его стиль, Томас Манн называл Федора Достоевского и Льва Толстого (прим. автора статьи: что очень отчетливо проявляется).
"Волшебная гора" - герметичный роман, где действие происходит в обособленном туберкулезном санатории Берггоф, расположенном в удивительно красивой горной местности в Швейцарских Альпах.
Швейцария, страна, в которой уживаются представители разных культур, говорящие на нескольких языках (в стране на данный момент 4 официальных языка), оказалась идеальной локацией, чтобы поместить в нее международный санаторий.
Берггоф наполнен обитателями со всего мира. Есть немцы, русские, англичане, итальянцы - многонациональное общество на пороге Первой мировой.
Но не политические вопросы заботят больных (за редкими исключениями), а их тесный мирок вне времени и без глобальных потрясений, где каждый день расписан по часам и похож один на другой.
Обеды, лежание в одеялах на свежем воздухе, обязательные прогулки и измерение температуры - стандартное наполнение повседневности.
И этой атмосферой расслабленности проникается главный герой - молодой инженер Ганс Касторп, несколько мечтательный анемичный немец, приехавший "наверх", чтобы навестить своего больного двоюродного брата Иоахима Цимсена.
Кузены, выросшие как родные братья, две противоположности, позволяющие под разным углом увидеть окружающую действительность.
Иоахим представляет образ сдержанного военного, предпочитающего порядок и следующего приказам, Ганс - пылкий романтик (такой Вертер своего времени), рано познавший потери и готовый подвергнуть свой незаурядный ум любому влиянию.
Но не они запали мне в душу, а итальянец-литератор Людовико Сеттембрини, этот уже немолодой язвительный либерал, с апломбом выступающий за просвещение и прогресс. Он берет на себя функцию воспитателя, наставника для молодых людей, задает неудобные вопросы и порой ставит Ганса Касторпа перед различными моральными дилеммами.
Описывая диалоги и словесные перепалки, автор тем же временем раскрывает на примере других героев существующие идейные направления, интересы общества, замкнутого на самом себе, не подверженного влиянию извне и ловко ломает четвертую стену, предостерегая читателя от поспешных выводов.
Так живут наши герои в ограниченном пространстве, не ведая и не желая знать о внешних потрясениях.
Но однажды и над Волшебной горой грянет гром.