Мы познакомились с Кирой, когда она только родила четвёртого ребёнка. После этого каждая из нас родила ещё двоих. Но виделись мы и раньше на художественных тусовках. У меня и у Киры своя студия. Но моя закрылась на декретный отпуск, а её продолжает обучать акварели. Как ей это удаётся? Ответ на этот вопрос — цель интервью.
Мы вместе с фотографом Аней Витальной и нашими детьми побывали у Киры в мастерской, побеседовали о том, что самое тяжелое в материнстве — критика от близких и прохожих, о знакомых художниках и текущих выставках, о нашем городе.
Выпили травяного чаю, а кое-кто не удержался и порисовал.
Привет, Кира! Поздравляем тебя с персональной выставкой в культурном пространстве Библиотека и хотим поговорить о твоём творчестве. Ты училась в Педагогическом институте на художественно-графическом факультете. С чем связан этот выбор?
Мне всегда нравилось рисовать, и это заметила моя мама. Она моё увлечение стала стимулировать: покупала хорошие карандаши, альбомы, краски. Вырезала репродукции из журнала «Огонёк» и обклеила ими стену на кухне. А когда я решила изобразить женский профиль на белом шкафу, тоже меня поддержала!
Чуть не стала проблемой моя отличная учёба, когда учителя в один голос стали советовать мне технический вуз, но обошлось. У нас в семье многие имели склонность к рисованию — мама, дядя, брат деда, но никому не выдалось учиться по этому профилю. Словом, мама реализовала во мне свою мечту. Это неправильным считается, но у нас вышло удачно, я всем довольна.
Ты всегда знала, что станешь художником или это решение окрепло во время учёбы?
Конечно, я хотела быть именно художником. Да мне кажется, что все идут на ХГФ именно с этой амбицией, хотя и часов на рисунок с живописью там мало, и об этом сразу предупреждают. Но ведь некуда больше в нашем городе идти учиться рисовать.
Расскажи, что тебе запомнилось в институте? Кто из преподавателей стал для тебя Учителем?
Ключевые роли сыграли первый и последние преподаватели. Подготовил меня к поступлению Ломоносов Рюрик Георгиевич, он привил мне вкус к качеству. К сожалению, многого я взять у него не смогла в силу своей девичьей глупости. А диплом я готовила с супругами Куликовыми — Владимиром Николаевичем и Натальей Николаевной. Потом я лет десять пыталась хотя бы удержаться на этом уровне, такую мощную поддержку от них получила.
Особо запомнился Злобин Владимир Леонидович. Все преподаватели давали стандартную учебную информацию, а он говорил какими-то загадками, метафорами. Смысл его слов стал понятней со временем. Он не от этого мира, конечно, человек. Как-то опоздал на занятия, вошёл в аудиторию со словами: «Простите, ребята, мне цвет открылся!» Оказывается, Злобин в очередной раз писал гаражи, которые у него из окна видны, и как-то особенно вдохновился.
Ну а в целом каждый преподаватель что-то дал. Сергей Алексеевич Никитенков воспитал дисциплину, Татьяна Евгеньевна Жебылёва показала пример энергичности, Елена Геннадьевна Смолеевская — чуткость к материалу.
Сейчас у тебя своя художественная студия. А как складывалась твоя карьера до этого?
Не было никакой карьеры, были пелёнки одни. Раз в неделю занималась с детьми в воскресной школе и ежегодно участвовала в областных выставках. Всё это было для того, чтобы совсем не выпасть из профессии.
Ты предполагала, что у тебя будет 6 (шесть) детей? Расскажи о своём материнстве.
Мы хотели четверых. И у меня неплохо получалось воспитывать первых троих, потом был перерыв в семь лет, родилась четвёртая дочка, и стало как-то легче. Старшие выросли и можно было всех сразу с собой не таскать. Тут я студию и открыла. А потом ещё двое детей у нас родились без отрыва от моего рабочего процесса. Преподавание и рисование в мастерской здорово меня вдохновляют, расслабляют и поддерживают. Для беременностей это было полезнее, чем обычное «сидение дома». Ведь всем известно, что такое декретный отпуск. Всех покормила — и лежи, полы помыла — и лежи, постирала — и лежи, уроки проверила — и лежи… Кто это отпуском назвал, я бы в глаза посмотрела ему…
Кого уважаешь из больших художников?
Валентина Серова за его трепетное отношение к семейным ценностям, у него же тоже шесть детей было! Ещё за верность искусству. Знаете историю, когда Серов писал Николая II, а императрица стала подсказывать художнику, как надо сделать? Художник молча протянул ей палитру и кисти, и та, устыдившись, замолчала. А ведь мог и сделать вид, что прислушался! Потерять таких заказчиков, шутка ли?
Как ты совмещаешь с детьми работу, увлечения, свободное время? В чём твой секрет?
Свободное время я трачу на сон. Это секрет адекватности. Если есть после обеда час-два, укладываю младших и сама дремлю. Не нагружаю голову запоминанием дел, всё записываю. И мужу тоже записываю. Группирую задачи. Например, готовлю и слушаю лекцию, жду, пока сварится каша, и делаю набросок, качаю люльку и монтирую ролик и тому подобное.
Помимо студии ты ещё ведёшь блог на сайте Матроны и Яндекс.Дзене, преподаёшь в Воскресной школе. Это только работа или ты воспринимаешь это как миссию?
Воскресная школа — однозначно миссия, хотя для работы она много опыта мне дала. Как спланировать курс, как подстроиться под каждого ученика в группе — это всё оттуда. Блоги выросли из моей интернет-зависимости. Это тот случай, когда что-то вредное обращают в пользу — вот, копирайтер и маркетолог мне не нужны теперь.
Ты уже много лет в браке, у вас с мужем многодетная семья. Дай нам всем совет, как проходить семейные кризисы?
Самая большая ошибка женщины — это ждать от мужа женской реакции. И наоборот, мужья со временем начинают воспринимать жён как приятелей — она свой парень и поймёт! Так оно не работает! Мне стало легче, когда подрос старший сын. Я стала к нему обращаться за советом. Он мне объясняет, как мой запрос выглядит с мужской точки зрения. Обычно никак! Мы думаем, что муж догадается, а надо прямо сказать. Словом, учебник по психологии всем нам нужен.
Твои профессиональные и личные цели на этот год?
Хочу большей публичности. Выступлений, выставок, выездных мастер-классов. Очень страшно шагать в эту стихию! Но хочется. Я много материала накопила за шесть лет преподавания у себя в творческой норе, хочу в люди.
Текст – Евгения Кролевская, фото – Анна Витальная.
Рисунки и архивные фото – Кира Салимова.