Найти тему

Мифы и заблуждения о Древнем Риме часть 2

Оглавление
Когда Гай Марий удачно провёл реформы
Когда Гай Марий удачно провёл реформы

Конь Калигулы так и не стал государственным чиновником

Император Калигула и его возможный облик
Император Калигула и его возможный облик

Потомки помнят третьего римского императора как сумасшедшего садиста, склонного к инцесту, и как живое свидетельство опасностей абсолютной власти, но заявления о его безумии, возможно, были сильно преувеличены. Гай Юлий Цезарь Август Германик, более известный под своим прозвищем Калигула, начал недолгое пребывание на посту верховного лидера Рима в 37 году нашей эры. Его собственные охранники убили его всего четыре года спустя.

Через восемьдесят лет после смерти императора уже упомянутый в первой части историк и писатель Гай Светоний Транквилл опубликовал несколько по-настоящему развратных анекдотов о нем в амбициозном сборнике биографий под названием "Двенадцать цезарей". В определенных моментах главы Светония о Калигуле читается как отрывок из особенно мерзких сцен похлеще чем "Игра престолов". (Среди прочего, он обвиняет диктатора в прелюбодеянии с его сестрами — иногда на глазах у гостей, приглашенных на ужин.)

Один часто цитируемый отрывок касается любимого коня Калигулы, Инцитата. Согласно Светонию, ценного коня содержали в мраморной конюшне, дарили драгоценные украшения, и за ним ухаживали его собственные рабы. Еще более странно, что историк пишет, что Калигула “планировал сделать его консулом”. Если бы это было правдой, то это был бы действительно очень странный шаг властолюбца, потому что консульство было одним из самых престижных офисов в Риме.

Но на самом деле Калигула не добился назначения, и сегодня некоторые ученые отвергают всю эту историю как миф. Другие, однако, считают, что в этой истории есть доля правды, но это было не потому, что Калигула был сумасшедшим. Как пишет историк Алоис Винтерлинг в книге “Калигула: биография”: "Помимо символического обесценивания римских консулов, назначение Калигулой Инцитата консулом послало еще один сигнал: император может назначить на консульский пост кого угодно". Тем не менее, часто ошибочно говорят, что Инцитат стал настоящим консулом или, по крайней мере, вступил в сенат. Это неправильное представление было распространено классическим романом Роберта Грейвса "Я, Клавдий" и вдохновленным им безумно успешным телесериалом Би-би-си, оба из которых изображают Инцитата как любимого сенатора сумасшедшего Калигулы.

Акцент римлян

Трудно найти фильм или телешоу о Древнем Риме, в котором актеры не звучали бы как королевские шекспировские актеры. Идея о том, что все римляне говорили с английским акцентом, была популяризирована такими голливудскими классиками, как "Бен Гур" (1959) и "Quo vadis" (1951). Поколение спустя вышеупомянутый телесериал "Я, Клавдий" помог закрепить этот образ.

Так какой же акцент на самом деле был у древних римлян? Ответов может быть несколько. В период своего расцвета Римская империя простиралась от Португалии до Персии. На этой обширной территории, без сомнения, говорили на латыни (и греческом) с множеством различных акцентов. Как утверждал историк лингвистики Дж.Н. Адамс, “Сочетание лексических и фонетических свидетельств подтверждает существование (например, в Галлии, Африке и Италии) подлинных региональных разновидностей”. Мы также знаем, что некоторые римляне были не прочь посмеяться над теми, кто произносил определенные слова нетипичным образом. Заметный испанский акцент императора Адриана однажды вызвал громкий смех, когда он зачитывал заявление перед сенатом.

Римская знать не устраивала регулярных оргий

Римляне в их упадке (фр. Les Romains de la décadence ) — картина французского художника Томаса Кутюра , впервые выставленная на Парижском салоне 1847 года
Римляне в их упадке (фр. Les Romains de la décadence ) — картина французского художника Томаса Кутюра , впервые выставленная на Парижском салоне 1847 года

Беспричинные сексуальные сцены, наполненные извивающимися массами одетых в тоги аристократов, являются стандартным атрибутом фильмов и телешоу, действие которых разворачивается в Древнем Риме. Но рассказы об оргиях из первых рук довольно редки в анналах римских текстов. Как утверждает профессор классической литературы Аластер Бланшар, “В голливудских фильмах было больше оргий, чем когда-либо было в Риме”. Похоже, что по крайней мере, церковная пропаганда породила наши неправильные представления о распространенности диких римских секс-оргий. Средневековые христианские писатели часто распространяли приукрашенные истории о развратных сборищах в попытке изобразить Империю как морально разложившуюся выгребную яму.

Тем не менее, ни один современный человек не принял бы римлян за ханжей. В типичном домашнем хозяйстве женатые мужчины регулярно вступали в сексуальные отношения с многочисленными рабынями. С другой стороны, публичные проявления привязанности не одобрялись - особенно во времена старой Республики. Одного сенатора даже исключили после того, как стало известно, что он поцеловал свою собственную жену на глазах у их дочери.

Знаменитые мраморные статуи Рима не всегда были однотонными

-4

Сегодня мраморные скульптуры, оставленные римлянами, выглядят белыми как кость. Тем не менее, археологам уже более ста лет известно, что когда эти скульптуры были впервые созданы, они были раскрашены яркими разноцветными красками. Используя технику, известную как мультиспектральная визуализация, историки могут идентифицировать пигменты, оставленные различными красками на древних статуях. Обладая этой информацией, они могут предварительно воссоздать оригинальный вид во всей его многоцветной красе.

Конечно, древние краски в основном были смыты временем. Таким образом, будущие цивилизации предполагали, что замечательные скульптуры Рима всегда были лишены цвета. По большому счету, Голливуд последовал его примеру. Практически все фильмы, действие которых происходит в классическом Риме, анахронично заполнены серыми белыми статуями.

Языческие дохристианские боги Рима были не просто позаимствованы у греков

Эрмитаж. Статуя Юпитера
Эрмитаж. Статуя Юпитера

Общепринятая точка зрения гласит, что Рим просто перенял греческих богов и дал им новые имена. То, что произошло на самом деле, немного сложнее. По мере того как Рим становился все более очарован греческим обществом, намеренно проводились сравнения между греческими богами и некоторыми местными италийскими божествами, которым уже поклонялись многие римляне.

В ранней римской религии были свои собственные божественные существа, у каждого из которых было свое имя и своя роль. Например, верховным богом был Юпитер, безличная, двусмысленно определяемая сущность, которая, помимо прочего, управляла погодой. Со временем размеры и влияние Рима росли. Это расширение привело растущий город к регулярным контактам с греками и, как следствие, с их богами. Постепенно римляне начали приравнивать существующих в Италии божеств к их греческим аналогам. Таким образом, к третьему веку до нашей эры Юпитер превратился в гибрид своего первоначального итальянского "я" и Зевса, правителя горы Олимп. Легенды, которые греки традиционно связывали со старым добрым Зевсом, теперь повторялись как часть предыстории Юпитера.

Несмотря на этот теологический обмен, основные различия между греческими и римскими богами сохранялись. Многие ученые отмечали, что греческие божества рассматривались как более человекоподобные, как с точки зрения внешнего вида, так и поведения. Кроме того, некоторые римские боги играли несколько иные роли, чем их олимпийские эквиваленты. Юнона - прекрасный пример. Как жена Юпитера, богиня рассматривается как ответ Рима Гере. Однако она также считалась покровительницей женщин и деторождения. В греческой традиции эта работа больше ассоциировалась с Артемидой (римский аналог которой назывался Дианой), а не с Герой.

Часть 1>>>>>

  • Благодарю за чтение, будет приятно получить от вас лайк и обратную связь, подписывайтесь, тут будет ещё много интересного!