Найти в Дзене

Уроки бизнеса для «чайников». На примере всего одного рейса. Часть 1 – купля.

Прошу читателей не обижаться на «чайников». «Чайник» в бизнесе – это я. Потому не ждите от меня квалифицированных советов, как уклоняться от уплаты налогов или, например, устранить конкурентов так, чтобы не навлечь подозрения полицейских. Мои познания исчерпываются курсом политэкономии в училище и практикой работы на судне.
Начну с известной почти каждому формулы Карла Маркса: ДЕНЬГИ – ТОВАР – ДЕНЬГИ, объясняющей как желающие могут обзавестись капитальцем.

формула Карла Маркса из интернета
формула Карла Маркса из интернета

Вложив какие-то деньги, нужно приобрести товар, обработать его, добавив к нему прибавочную стоимость, и продать за бОльшие деньги, положив в карман ту самую прибавочную стоимость. Какие-то крохи придётся выделить и работнику, если бизнесмен не желает сам марать ручки. Обычно сначала деньги бизнесмен берёт в банке, а после получения прибыли возвращает долги и остаётся с барышом. Иногда, правда, прогорает, если не сможет получить достаточно прибыли.

Те, кто не хочет возиться с производством добавочной стоимости, и вообще с производством, пользуются советом кота Матроскина:

Кот Матроскин обдумывает бизнес-план. из интернета
Кот Матроскин обдумывает бизнес-план. из интернета

Этот метод известен в народе под названием «купи – продай» и получил широкое распространение у нас, в России. Поскольку половина заводов, оставшихся с советских времен, закрыта и разворована, а создание новых – дело хлопотное. Принцип действия: покупается товар, что подвернётся по сходной цене, а потом продаётся, а точнее сказать – впаривается кому-нибудь втридорога. Этап создания прибавочной стоимости опускается.

Пример из жизни:

типичный способ заработать в РФ. из интернета
типичный способ заработать в РФ. из интернета

Есть ещё способ, наиболее древний и примитивный, зато очень эффективный. Это когда роль товара играет чужое имущество. То есть бизнесмен денег не платит, приобретая товар, а только получает деньги (доход) при продаже. Чаще всего путем воровства, но могут быть и другие варианты. Пример из классики – монтер Мечников из известного произведения Ильфа и Петрова.

Переговоры по бизнес-проекту между сторонами сделки. Кадр из фильма.
Переговоры по бизнес-проекту между сторонами сделки. Кадр из фильма.

Но здесь присутствует риск попасться за проведением подобных операций, быть либо битым, либо угодить в тюрьму. В общем, криминальный метод исключаем. Возвращаемся назад.

К тому, чему я сам был свидетелем.

Компания, где я проработал несколько лет старпомом, а потом и капитаном, помимо обычной перевозки грузов морем, зарабатывала прибыль по формуле Карла Маркса. А именно: за бесценок покупали списанный на металлолом пароход, силами экипажа проводили ремонт, одновременно зарабатывая и на перевозке грузов, а потом продавали пароход в более приличном состоянии за приличные деньги, почти как новый.

Для этого в экипаж включали пару – тройку сварщиков, которым не приходилось скучать. Меняли переборки танков, канатных ящиков, вентиляционных шахт, часть набора корпуса, едва ли не обшивку. Иногда докупали что-то из оборудования, если требовалась замена. Практически выполняли работы заводского характера в процессе эксплуатации, что обходилось значительно дешевле, практически по цене металлопроката.

капитан, боцман и сварной - бригада по созданию прибавочной стоимости на старом корыте на отдыхе на берегу, польская диаспора в экипаже. фото из архива автора
капитан, боцман и сварной - бригада по созданию прибавочной стоимости на старом корыте на отдыхе на берегу, польская диаспора в экипаже. фото из архива автора

Но при случае, о котором я расскажу сегодня, хозяева – немцы легко отказывались от классики ведения бизнеса по Марксу в пользу российского метода по коту Матроскину.

Фото, на которое я попал старпомом, оказалось в этой категории. Конечно, при покупке я не присутствовал, стоимость мне неизвестна. Даже не знаю, где оно работало раньше. Расскажу по порядку только то, что видел своими глазами.

Куплено судно было в изрядно потрепанном состоянии. Поставлено в док, чтоб только привести в более-менее рабочее состояние. Моряки в таких случаях говорят – в мореходное состояние. Но было ли достигнуто то самое мореходное состояние – вопрос спорный. Потом объясню почему.

Слегка подкрасили, нарисовали новое название. И вот – торжественный спуск на воду!

Открытие имени судна. Борт вроде подкрасили, но крышки трюмов оставлены ржавыми. фото автора
Открытие имени судна. Борт вроде подкрасили, но крышки трюмов оставлены ржавыми. фото автора

Конечно, не так торжественно, как спускают на воду новострой в крупных компаниях.

Но бутылку шампанского тоже не пожалели, разбили о борт.

бутылка, приговорённая к разбитию. фото автора
бутылка, приговорённая к разбитию. фото автора

При этом присутствовало несколько человек из руководства компании, даже жена гендиректора, разбившая бутылку. Произносились речи с пожеланием успешной и безаварийной работы судна. Для начальства провели праздничный фуршет.

Потом судно загрузили пиломатериалами со Швеции на Египет.

судно, загруженное пиломатериалами, готовое к отходу. фото автора
судно, загруженное пиломатериалами, готовое к отходу. фото автора

И оно вышло в свой первый, под новым именем, рейс.

Что с ним произошло далее и как его продавали, напишу в следующий раз.

Спасибо за прочтение и комментарии.