Вопрос:
Михаил Леонидович, ставки по ипотечным кредитам в США на прошлой неделе повысили до 7,5%. Впервые с ноября 2000 года. Заявки на покупку жилья упали до многолетнего минимума. Похоже, что рынок жилья у нас, в США, поломался.
1. Как можно починить рынок жилья в США? Надо ли понижать ставку?
2. Что делать простым людям: срочно продавать дома, пока в цене, или копить и ждать дна?
Михаил Хазин:
Слушай, это вопрос очень сложный. Почему? У нас абсолютно аналогичная ситуация. Мне просто позавчера прислали раскладку по Екатеринбургу. Стоимость коммерческой движимости 100 квадратных метров в 10 раз больше, чем годовая арендная плата. То есть сумма такая большая, что ее можно положить в банк и на проценты арендовать эти же 100 квадратных метров, а сверху ещё и останется. Понимаешь, смысл покупать недвижимость в утере?
Это как раз и означает, что у тебя управление финансами привело к диким диспропорциям. То есть то, что должно различаться в 3-4 раза, различается в 10 раз. Это несовместимо с жизнью. Это как раз и есть признак того, что всё это очень плохо выглядит.
По этой причине выйти из этой ситуации можно только сносом системы.
В Москве идиотизм состоит в другом. В Москве квартиры на вторичном рынке, где есть конкуренция, сильно ниже цен, чем на первичке. Потому что на первичке основу цены составляют административные затраты. Ты не можешь продавать квартиру по цене меньше, чем ты затратил на ее строительство.
В результате, в Москве больше половины жилья, которое сегодня строится, не продаётся.
Это следствие этой системы.
Вопрос:
Даже у нас цены на дома огромно высокие.
Дом, в котором я сейчас нахожусь, мой дом, я когда-то покупал 225 000, сейчас за него предлагают 700 000. Явно этот дом 700 000 не стоит.
Михаил Хазин:
Правильно.
И по этой причине, если у тебя один дом, продавать его нельзя, потому что где ты будешь жить?
Вопрос:
Подожди. Есть люди, у которых есть ипотека, где процент поставили, и он не меняет. А есть ипотеки, где зависит от ставки.
Михаил Хазин:
Из-за этого идиотизма у тебя аренда сейчас станет сильно дешевле. По этой причине надо не дом брать в ипотеку, а арендовать. Но тот, у кого есть дом, который можно сдать в аренду, он на коне.
У меня есть школьный знакомый, у него уже 4 или 5 домов, грубо говоря, четырёх квартирных. Он эти дома сдает.
Вопрос:
Кому?
Михаил Хазин:
Как кому? Нелегалам.
Вопрос:
Так аренда же тоже поднялась очень сильно. С таким огромным количеством люди не могут позволить себе аренду?
Михаил Хазин:
Нелегалам латинам. Я говорю: «А почему нелегалам латинам?» Он говорит: «Понимаешь, нелегалы латины платят, а вот американцы норовят подать в суд и не выполнить. А вот латины нелегалы платят».
Они ещё католики. Это их личные обязательства – заплатить.
Это как раз модель. Мы купили себе охрененный дом. А теперь мы получаем много денег. Соответственно, на эти деньги мы гуляем.
Теперь неожиданно выясняется, что стоимость коммунальных платежей, аренда земли, ремонт этого дома, потому что его надо ремонтировать.
Читать в продолжение темы: