Найти в Дзене
Бронзовая осень

Аллея серебристых тополей. Глава 92

- Зоинька, дочка! Нельзя от жизни спрятаться. Вставай, собирайся в кулак и иди. Пусть поговорят, пусть обзовут, но ты должна через это перешагнуть. Ты защита своему ребенку, ты будущая мать.

- Маманя, мне стыдно, я не могу пойти в техникум.

- Можешь, Зоя! С каждой девушкой может такое случиться.

Глава 1.

Не хотелось Софии идти в тот дом, где ее не ждут. Но там ее дочь, там надежда на любовь. Не мог Саша разлюбить ее, никак не мог. Разве мог он забыть их ночи, когда над рекой в зарослях ракиты пели соловьи? Как ее Саша мог предать свои клятвы? Он не может, он не такой.

Саша ждал Софию, сидя на крыльце. Он приготовился выслушать от нее обидные слова, может оскорбления, возмущение поведением Зои, может негодование. Однако, София вошла во двор и спокойно спросила

- Зоя дома? Люсия пришла?

- Обе дома. Что сказали в больнице?

- Все хорошо, плод развивается нормально. Где-то в феврале ты станешь дедом.

- Я стану дедом, а ты? Ты готова стать бабушкой?

- Я тоже стану бабушкой, хочется мне этого или не хочется.

- София, меня пугает твое равнодушие. Неужели тебе все равно, что станет с Зоей?

- Саш! Что ты предлагаешь мне делать? Рвать на себе волосы, орать на всю улицу, позорить девчонку? Ей и так не сладко приходится. Не приведи Бог оказаться на ее месте. Небо с овчинку покажется.

- Все жалеешь ее? Эх, Зоя, надо было быть с ней по строже.

- Как, Саш? Как по строже? Она потеряла мать. Взрослому тяжело такое перенести, а ее маленькому сердечку как? Конечно, я старалась, чтобы девочка была счастлива. Как иначе?

- Не знаю, как. Я тоже виноват, потакал ей во всем. Мартина я тоже баловал. Надо было нам с тобой понимать, что они не родные брат с сестрой, разделять их надо было.

- Что теперь говорить, так надо было или не так, кто его знает. Ребенок родится. Я уверена, что Мартин от него не откажется. Женится он на Зое. Не будет он с ней счастлив, а что делать?

- Не знаю, Софьюшка, не знаю. Натворили дел наши дети, как разгребать, ума не приложу.

- Ничего, Саш! Труднее всех сейчас Зое. Нам с тобой нужно поддержать ее.

- Выпороть ее нужно, а не поддерживать.

- Поздно, Саш. Теперь остается готовиться к рождению ребенка и оберегать Зоиньку от всяких нападок. Господи! Хоть бы Мартин написал. Вся душа изболелась. Как их там встретили, смог ли он устроиться?

- Да, подарили нам с тобой дети хорошую жизнь. Я думал, маленькие, вырастут, будет легче. Какое там. Боюсь даже думать, что будет, когда Люсия подрастет.

- Не переживай, с Люсией все будет хорошо. У нее есть мама и любящий папа. Она, девочка спокойная, я бы сказала флегматичная. Зоя наша, это вулкан, не знаешь, когда взорвет.

Пойдем, Саш, в дом. Надо поужинать, да ложиться спать. Утро вечера мудренее.

Утро оказалось совсем не мудренее. Зоя отказывалась вставать, есть отказывалась, в техникум идти не хотела. София села на край ее кровати

- Зоинька, дочка! Нельзя от жизни спрятаться. Вставай, собирайся в кулак и иди. Пусть поговорят, пусть обзовут, но ты должна через это перешагнуть. Ты защита своему ребенку, ты будущая мать.

- Маманя, мне стыдно, я не могу пойти в техникум.

- Можешь, Зоя! С каждой девушкой может такое случиться. Тебя Мартин не бросит, вы поженитесь. У твоего ребенка есть отец. Давай, вставай, завтракай, и в техникум. Ты умеешь держать лицо.

Софии тоже придется держать лицо. Первой ее встретила соседка, Глафира. Как будто специально поджидала ее у ворот.

- София, какое горе! Я слыхала, Зойка беременна. Вот ведь как бывает, моя Лариска выросла без отца, без надзора, некогда было мне смотреть за ней. А все же пузо ей никто не накачал. У тебя под носом твой сын своей сестре заделал ребенка. Фу, даже говорить об этом стыдно. Как ты это переживешь?

- О чем это ты? Мартин с Зоей не родные ни с какого боку. Не виновата моя Зоя, что не твою Ларису Мартин полюбил. Все хорошо у нас. Мартин только устроится, сразу Зою заберет.

- Заберет? Говорят, он даже вам ни одного письма не написал. Уехал и забыл.

- Не больно в районный город уехал, а за границу, напишет еще.

- Ну-ну, надейся. Блажен тот, кто верует.

Зоя кое-как отсидела две пары и ушла домой. Как ей трудно, как обидно. Кому и что хотела доказать? Ходи теперь с пузом, брошенная и опозоренная. У самых ворот ее встретила Раиса, почтальон.

- Зойка, вам там два письма пришло. Одно матери, другое, тебе. Там столько нашлепано марок, наверно, Мартин написал. Я письма в ящик бросила.

- Спасибо, тетя Рая! Конечно, от Мартина, больше нам некому писать.

Зоя села на ступеньку крыльца. Один конверт положила в сумку, другой взяла в руки, погладила, разглядела с обеих сторон и осторожно, стараясь не порвать, вскрыла его.

Да, это почерк Мартина. Зоя почему-то заплакала. Письмо было коротенькое. Он писал, что скучает по ней, просил прощения, что уехал не попрощавшись. Главное, Мартин написал, когда Зоя окончит техникум, то тоже приедет к нему.

Зоя несколько раз перечитала письмо и, не заходя в дом, побежала в теплицы.

София увидела дочь издалека. Сердце екнуло, что-то случилось, прямо бегом бежит. Пошла навстречу

- Зоя! Что случилось? Куда бежишь?

- К тебе, мама! Мартин написал. Тебе письмо и мне тоже!

- Ой, написал! Наконец-то!

София с нетерпением открыла конверт. Мартин написал, что работает на стройке, живет в общежитии на окраине Таллина. Здесь много русских, и жизнь гораздо лучше, чем в России. Звал переехать в Эстонию, он видел много теплиц в пригороде, можно устроиться на работу.

Зоя внимательно следила за выражением лица матери.

- Ну, мама, что он пишет?

- Наверно, то же, что и тебе

- Мама, он мне написал всего четыре строчки. Пишет, что скучает, зовет после окончания техникума поехать к нему в Таллин.

- То же самое и мне написал. Зовет переехать в Эстонию. Ему там нравится. Ой, от сердца отлегло, устроился сынок. С самого детства мечтал вернуться на родину.

- А ты, то есть мы не поедем?

- Я даже заикаться об этом не стану. Отец и без этого нервничает, ночи не спит. Еще я буду расстраивать его. И так на сердце жалуется, постарел весь, поседел. Он ни за что не согласится уехать из своего села. А я, я его жена, не смогла уехать с Мартином, теперь уж осталась навсегда.

- Мне что делать, мама? Я хочу уехать к Мартину.

- Уедешь. Всему свое время. Ты должна получить образование. Доходишь, родишь, будешь учиться. Сама буду водиться с малышом. Мартин приедет и заберет вас. Так будет правильно, Зоя! Пора взрослеть, нельзя жить только ради исполнения всех своих желаний.

- Мама! Скажи мне прямо, ты не хочешь, чтобы я была с Мартином? Надеешься, он встретит там хорошую девушку и забудет меня?

- Не думаю, что Мартин сможет так поступить с тобой. Он не станет тебя обижать. Мартин любит тебя, как сестренку. Ты тоже к нему привязана, но это не любовь, Зоя. У вас не получится счастливой семьи.

- Все понятно. Ты сделаешь все, чтобы мы не были вместе.

- Ошибаешься, Зоя. Я не буду вмешиваться. Не стану препятствовать, но и уговаривать Мартина жениться на тебе я не буду.

- Значит, ты согласишься, чтобы твой внук рос безотцовщиной?

- Об этом должна позаботиться ты. У моего Мартина есть отец, у тебя есть мать. Я много трудилась, много сил потратила, чтобы вы росли в полной семье. Мартин не единственный мужчина на белом свете. Ты не любишь его, могу дать голову на отсечение, будешь изменять.

Продолжение здесь: Глава 73

Друзья мои! Прошу у вас прощения за то, что не писала главы и не отвечала на ваши отзывы. Тяжело писать, немного приболела. Постараюсь больше так вас огорчать.

С любовью и уважением, ваша Лале.