Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Сказка" (2022) Александра Сокурова: разные мнения

Сказка / Fairytale. Россия-Бельгия, 2022. Режиссер и сценарист Александр Сокуров. Актеры: Вахтанг Кучава, Александр Сагабаши, Фабио Мастранджело, Лотар Деег, Тим Эттельт, Паскаль Сливански и др.

-2

Александр Сокуров представил черно-белую мрачную фантазию о загробной встрече Сталина, Гитлера, Муссолини, Черчилля и Наполеона, образы которых созданы с помощью синтеза анимации, компьютерной графики, документальной хроники и игрового кинематографа. Каждый из этих персонажей говорит на своем языке. И при этом персонажи эти двоятся и троятся, воплощая разные возрастные этапы своих «оригиналов»…

-3

Картина вызвала живую реакцию прессы.

-4

Кинокритик Владимир Бурдыгин пишет, что «несмотря на то что «Сказка» — кино чрезвычайно медленное, оно состоит из миллиона самых мелких деталей, ускользающих подробностей существования в небытии, среди которых сложно вздохнуть без усилия. Здесь будто бы нельзя говорить о техническом совершенстве или несовершенстве, это не укладывается в рамки современного кинематографа. … Ближе к финалу персонажи двоятся, троятся, все вместе выходят на трибуну безразмерного здания, напоминающего одновременно и Колизей, и Мавзолей, и проект московского Дома Советов. А под ними толпа, бушующая, жуткая, страшная — возможно, одно из лучших изображений людской массы, что только было в кино. Только с толпой, только с бескрайней ордой, одновременно ликующей и несчастной, они чувствуют себя нужными, поодиночке же — жалкие, зацикленные на себе старики, которым нечего сказать ни себе, ни друг другу» (Бурдыгин, 2023).

-5

Ирина Зайцева обращает внимание читателей, что «пространство, в котором обитают души этих людей – динамичное и нестабильное. Это и сумрачный лес с огромными стволами и корнями деревьев из ада Данте… Люди, колонны, статуи и горы периодически погружаются в туман. И даже воздух в этом фантастическом мире становится осязаемым, когда наполняется пузырьками и вибрирует. … Внутрикадровый монтаж фильма сделан таким образом, что кадр меняется постоянно, а это, в свою очередь, приводит к изменению и зрительского восприятия. С одной стороны, бессвязные обрывки фраз и отсутствие сюжета погружают в транс, а с другой – коды и отсылки к литературе, живописи и музыке, изменчивость кадра, взаимодействие правителей друг с другом, гул толпы, музыка Шуберта и Вагнера, грохот, достигающий к финалу запредельной громкости, пробуждают некое новое видение, в котором кино можно воспринимать как музыку, причем авангардную, с вектором в какофонию» (Зайцева, 2023).

-6

Вадим Богданов утверждает, что «Сказка» — это квинтэссенция серии фильмов Сокурова о власти… в «Сказке» мы видим Сокурова в статусе последнего в мире гуманиста. … мы видим, как четыре тирана бродят про сновидческим ландшафтам, спорят друг с другом и что-то бубнят себе под нос. Один лелеет фашизм, другой опять во всём винит евреев, третий всё ещё верит в построение коммунистического общества, а четвёртый интересуется, есть ли место в раю для его королевы. Каждый из них тщеславен и одержим своими идеями. В их тщетных попытках оправдать самих себя и в последний раз ощутить любовь народа сокрыта великая трагедия человечества, которую Сокуров оформляет с интонацией его фирменных элегий. Некогда влиятельнейшие люди – теперь всего лишь грустные тени, мечущиеся между раем и адом. … В идеальном мире гуманизм – новая идеология. Но где мы, а где идеальный мир?» (Богданов, 2023).

-7

Максим Гревцев считает, что «Сказке» не чужд черный и злой юмор, превращающий новаторскую фантастику в жестокое посмертное приключение. … Экспериментальный фильм барражирует меж жанров, создавая некое новое для кинематографа чувство: жуть и гигантомахия сменяются фарсом… Сокуров радикально отбрасывает все, что мешает фигуру тирана понять. Артистов, декорации, последние намеки на реальность. Остаются только сами герои, запертые в своем заповеднике, доступные для изучения, как муравьи или пчелы. … Александр Николаевич Сокуров, столько лет ищущий человеческое в бесчеловечном… приходит к разочаровывающей идее: не тираны возвышаются над толпой, но толпа сама возвышает для себя тирана, чтобы было кого любить и впоследствии проклясть. А значит, все повторится. Снова будет экстаз миллионов и сатрап над ними. Будет кровь за идею, будет так любимая женщинами война. Умрешь — начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь... И новое Чистилище обязательно появится. В серебристых облаках места кумирам много» (Гревцев, 2023).

-8

В целом «Сказка» Александра Сокурова, на мой взгляд, - одна из самых трудных для восприятия его работ, которая, скорее всего, вызовет множество отрицательных зрительских отзывов…

Киновед Александр Федоров, 24.10.2023.

Список процитированной литературы:

Богданов В. Только идиоты слушают тиранов // InterMedia. 04.06.2023. https://www.intermedia.ru/news/379053

Бурдыгин В. Я закрываю зонтик свой, в нём снов и сказок больше нет // Фильм.ру. 19.03.2023. https://www.film.ru/articles/ya-zakryvayu-zontik-svoy-v-nyom-snov-i-skazok-bolshe-net-recenziya-na-film-skazka

Гревцев М. Там, где «живут» чудовища: «Сказка» – экспериментальный виварий для тиранов Александра Сокурова // Кино-Театр.ру. 4.06.2013. https://www.kino-teatr.ru/kino/art/festival/6824/

Зайцева И. Сейчас или никогда // Около. 04.06.2023. https://okolo.me/2023/06/sejchas-ili-nikogda/