Найти тему

Щедрость на грани глупости: музей Эфеса, который разбазарил добра больше, чем сохранил. Только для любознательных умников!

Оглавление

Собственно, я не просто так решила съездить в С̶к̶у̶ч̶н̶ю̶к̶ Сельчук в минувшие выходные. Поняла вдруг, что до сих пор ни разу не была в музее Эфеса. А он не просто ближайший к нам из археологических, а один из важнейших в Анатолии в принципе. 

Эфес когда-то был одним из крупнейших городов древнего мира (насчитывал порядка 225 тысяч жителей!), а также крайне важным торговым и духовным центром в Средиземноморском регионе. 

Услышав про музей, дочь-девятилетка сделала кислую мину и попыталась изобразить фейспалм, но унаследованная от матери любознательность и жажда движа всё же взяли верх. 

Забегая вперед, скажу, что позже, красивое древнее созерцаючи, моя отрочица всё удивлялась: оказывается, музей как явление гораздо интереснее его фонетической формы, звучания. Иначе на слух это сперва что-то невнятно мычащее ("мууу"), после бесяче жужжащее ("ззз") и в итоге переходящее в сонливую зевоту ("зеееей").

Но сперва немного сухой инфы для тех, кто про Эфес не слышал или только пил его пенным. 

*****

Изначально основанный в 10 веке до н.э., после неоднократно разрушенный, сожженный, вновь восстановленный, и уже окончательно покинутый людьми в 7 веке Эфес ждал под землёй почти 1000 лет, прежде чем в 1863 году начались его первые раскопки. 

Грандиозно начавшиеся они продлились недолго: финансирование быстро сдулось, и Эфес погрузился в забвение ещё на четверть века. 

В 1895 году специально основанный по случаю Австрийский археологический институт возобновил исследования руин древнего города. С тех пор раскопки прерывались лишь двумя мировыми войнами. 

Коллекция наследия Эфеса началась, когда турецкий султан Абдул Хамид II, явно недооценивающий ценность артефактов, подарил некоторые из них австрийскому императору Францу Иосифу I. 

Султан был настолько н̶е̶д̶а̶л̶ь̶н̶о̶в̶и̶д̶н̶ы̶й̶ щедрый, что в течение десяти лет (между 1896 и 1906 годами) аж семь крупных экспедиций перевезли находки из Эфеса в Вену. Семь! Так Эфес лишился самых значимых памятников. 

И мог лишиться ещё больше, если бы не подоспели изменения в турецком законодательстве: на кого-то важного снизошло озарение, и с 1907 года артефакты перестали отправлять в Европу, в Британский музей и в Стамбул. 

*****

С 1929 года стал постепенно расти склад археологических находок. Полноценный музей же Эфеса открылся в 1964 году. В настоящее время там представлено около 64 тысяч экспонатов. 

Самыми ценными произведениями музея считаются большие, слегка устрашающие, но красивые статуи Великой Артемиды (датируется 1 веком н.э.) и Прекрасной Артемиды (2 век н.э.), богини плодородия и изобилия. В римской мифологии она известна как Диана. 

Артемида была богиней-защитницей Эфеса. В её честь в городе был возведён храм, считавшийся одним из 7 чудес света. Сейчас от него остался только столб на болотах, и чудо то, что древние и нынешние обитатели этих мест не растащили всё до последнего камня.

Богиню изображали с множеством грудей – символом плодородия. На деле статуя больше напоминает столб с головой и руками, украшенный виноградными гроздьями в четыре ряда. 

Удивительно, что при столь махровом символизме нашлось место другим рельефам. Древний скульптор вовремя остановился, очевидно, вспомнив, что Артемида является также богиней Природы. Так на ней появились львы, быки, козы, грифоны, сфинксы и пчелы. Думается, выбор был по принципу "Страшный и ещё страшнее".

Изображение пчелы, к слову, можно увидеть на отчеканенных в Эфесе монетах: это полезное насекомое являлось символом города-порта, сменив на этом посту оленя, священное животное Артемиды. Будучи джентльменом, хотя и рогоносцем, тот без боя уступил место. Короче, настоящий олень.

Но и пчела недолго жужжала горделиво на монетах, преисполненная чувством собственной важности: в римский период на лицевой стороне монет стали чеканить портреты императора и его семьи. Опасаясь мести пчёлы, ей отвели оборотную сторону монеты. Н̶о̶ч̶ь̶ю̶ ̶п̶ч̶е̶л̶а̶-̶о̶б̶о̶р̶о̶т̶е̶н̶ь̶ ̶п̶р̶е̶в̶р̶а̶щ̶а̶л̶а̶с̶ь̶ ̶в̶ ̶б̶е̶з̶Ж̶А̶Л̶О̶с̶т̶н̶у̶ю̶ ̶п̶о̶л̶о̶с̶а̶т̶у̶ю̶ ̶м̶у̶х̶у̶.̶

Также в музее имеется занятная коллекция косметических, ткацких и медицинских инструментов. Последними можно пользоваться хоть сейчас. Только анестезию лучше использовать современную, потому что древние методы обезболивания вроде дубинки по башке, ядовитого корня мандрагоры, кровопускания и кокаина – это всё же несколько экстремально. Хотя, несомненно, зрелищно и незабываемо. 

Есть в музее традиционно и цацки различной степени искусности и замысловатости.

Но бо́льшая часть коллекции - это статуи императоров и богов (ими часто украшали фонтаны и фасады), разнокалиберные бюсты всевозможных персонажей и прочие объекты из всех доступных древним материалов. 

К слову, часть экспонатов находится на гастролях. В частности, в музее Стамбульского аэропорта и в других музеях страны. В Турции путешествуют все, даже каменные истуканы. Даже в расчлененном виде.

Впрочем, в Турции вообще всё путешествует. Во времени))

*****

Музей Эфеса совсем небольшой: меньше, чем вы ожидаете. 8 залов компактно разместились на одном этаже. С учётом разбазаренных в прошлом ценных артефактов нынешняя коллекция хоть и скромная, но весьма занятная и заслуживающая внимания. Музей отлично дополняет посещение Эфеса, давая более полное представление о жизни древнего мегаполиса.

Правда, нужно быть готовым к неожиданным реакциям детей на некоторые экспонаты и сопуствующим этому вопросам. К примеру, наше малолетнее чадо изрядно впечатлилось при виде Приапа – итифаллического бога плодородия, фигурки которого массово производились в древности и считались символами удачи. 

Дочь предположила, что при виде такого хозяйственного инструмента "фруктовощи и всякие семечки сами прыгали в землю и после усиленно росли-зрели, исключительно от страха". Эта версия устроила нас обеих ))

*****

На выходе заглянули в музейный магазин. Я с трудом поборола соблазны снова "укнижерить" несколько печатных изданий – познавательных и с красивыми иллюстрациями.

Отделались тем, что купили дитю м̶о̶р̶о̶ж̶е̶н̶о̶е̶ кулон в виде древней монеты, а маме ц̶в̶е̶т̶ы̶ стилизованные под античные серьги. Артемида бы точно одобрила))

Подписывайтесь на канал Рыжие расСказки, чтобы не пропустить новую порцию образовательно-развлекательного позитива!