Найти тему

Почему выходят из строя рулевые рейки и как их восстанавливают

В наше время непрекращающихся технических инноваций автомобили все меньше похожи друг на друга, а подвидов и подклассов машин становится все больше и больше. Однако есть технические элементы, без которых нельзя себе представить ни один, даже самый технически продвинутый, автомобиль. И это не двигатель, не коробка передач и даже не зеркала заднего вида — это рулевая рейка. Именно без этого элемента не может обойтись ни одна машина, у которой есть руль (если же руля нет, то такие транспортные средства называются уже по-другому). И, как любая другая деталь, рейка также может выйти из строя. О том, как определить, когда пора чинить рулевую рейку, и как такие узлы ремонтируют, читайте в нашем материале.

Устройство и возможные проблемы

Все, что нужно знать о важности этой детали, — это то, что рулевая рейка соединяет управляемые колеса с рулем. При этом устройство рейки — не слишком мудреное: непосредственно зубчатая рейка расположена в корпусе и находится в постоянном сцеплении со входным валом, который является продолжением рулевого вала. Концы рейки при помощи рулевых тяг и рулевых наконечников соединены с поворотными кулаками колес.

Чтобы современные автомобили не напоминали на ходу «Жигули», современные рейки снабжены усиливающим механизмом. Классический вариант — гидравлический: насос под давлением распределяет гид­равлическую жидкость по двум цилиндрам, которые помогают водителю повернуть колеса в нужную сторону. В случае с современным электроусилителем вместо жидкости работают электромотор и редуктор.

Чаще всего неисправности гидравлической рейки сводятся к нескольким вариантам. Например, течь жидкости через уплотнения (сальники) возникает из-за коррозии штока рулевой рейки и образования повышенной шероховатости, которая истирает уплотнения (сальники). Коррозия на поверхности штока рейки возникает из-за попадания влаги, а это часто происходит из-за порванного пыльника или крепежных хомутов. Коррозия штока приводит не только к износу и пропуску жидкости через сальники, но и к износу опор, размещенных в корпусе рейки, что ведет к люфту рейки и стуку. В особо запущенных случаях можно столкнуться с износом зубьев шестерни золотника и зубьев штока рейки, но тогда ремонт не всегда возможен и целесообразен.

Есть еще не самая распространенная, но вполне серьезная проблема, которая сложно диагностируется и чаще встречается на европейских и американских автомобилях. Возникает она не в самой рулевой рейке, а в рукавах высокого давления, которые подают жидкость от насоса гидроусилителя. Внутри рукава размещены специальные металлические или пластиковые трубки, которые предназначены для придания потоку спокойного (ламинарного) течения жидкости, но пластиковая трубка со временем из-за потери эластичности может сходить с места закреп­ления. В результате трубка деформируется, забивается выход, сокращается проток жидкости и в течение небольшого времени насос может выйти из строя.

Все это также создает проблемы для самой рулевой рейки, так как в нее попадает недостаточно масла, и первичный вал начинает сильно изнашиваться. Стоит отметить, что на японских автомобилях внутри рукавов размещаются преимущественно металлические трубки, и их владельцы с такой проблемой не сталкиваются.

В рулевой рейке с электро­усилителем основной причиной неисправностей является повышенная влажность, следствие которой — коррозия и короткое замыкание (КЗ) электронных компонентов. Естественно, течь она не будет, так как протекать тем нечему, а вот стучать из-за коррозирующего вала начнет сразу с момента начала износа. Наиболее яркие симптомы износа рейки — стук или хруст при вращении руля. Ну и, само собой, из-за КЗ — отказ электро­усиления.

Как ремонтировать?

А вот с этим нужно обращаться к профессионалам! Разобраться с современной рейкой будет сложно даже технически подкованному человеку (если только он сам не работал в профильных автосервисах). О том, как ремонтируются рулевые рейки, нам рассказали (и показали основные этапы и процедуры) специалисты технического центра «Гидравлика», которые уже два десятка лет занимаются восстановлением таких узлов.

Сразу после демонтажа рейки она подвергается тщательной чистке. Предварительно закрываются все отверстия, чтобы внутрь не попали вода и песок. Рейка помещается в специальную камеру с водой, где ее отмывают, а затем в другую специализированную камеру, где ее тщательно «пескоструят». Уже после этого чистая рейка попадает на стол к опытному профессионалу, который приступает к ее разбору и более глубокому анализу повреждений и причин выхода из строя. По опыту специалистов технического центра «Гидравлика», независимо от серьезности износа рейки, алгоритм ее восстановления всегда примерно одинаков. Если, конечно, речь не идет о совсем запущенных случаях.

Подтекающая рулевая рейка (слева). Перед ремонтом рейку необходимо тщательно очистить

Если шток еще не сильно изношен и стерт, его можно обработать на токарном станке и привести практически в рабочее состояние. Работа эта — очень тонкая, требующая опыта и навыков от оператора станка. После этого рейка полностью разбирается, с деталей удаляются следы коррозии. Далее заменяются все уплотнения, опорные втулки, даже если визуально их состояние еще удовлетворительное. В отдельных случаях производится восстановление цилиндра корпуса рулевой рейки, в котором происходит распределение потоков жидкости следящим золотником. Все эти элементы и работы входят в стоимость восстановления рулевой рейки.

Обработка штока на токарном станке

-4

Уплотнения и опорные втулки обязательно меняются на новые

После указанных выше процедур рейка собирается и отправляется на специальный стенд, на котором имитируется работа рулевой системы автомобиля. К рейке подключаются трубопроводы, подается гидравлическая жидкость, и она проходит гидравлические и механические испытания, чтобы специалист убедился в полном восстановлении рабочих функций узла.

-5

Но это еще не всё. Несмотря на то что рейка уже собрана и готова к эксплуатации, правильным подходом считается восстановление ее внешнего вида. Рейка отправляется в «малярку», где она покрывается грунтовкой и окрашивается, приобретая вид абсолютно нового изделия.

Электрическая рейка ремонтируется по более сложному алгоритму из-за сложностей с диа­гностикой. В анализе причин ее неисправности не обойтись без специального компьютера, который считывает ошибки. Однако, как отмечают диагносты «Гидравлики», чаще всего у проблем электрических реек та же подноготная, что и у обычных, — попадание воды в механическую часть и, как следствие, подклинивание вала. Только, в отличие от гидравлической рейки, здесь электродвигатель «увидит» эту неисправность и «выпадет в фатальную ошибку», как называют это специалисты.

Диагностика электрической рулевой рейки (слева). Блок управления рулевой рейкой (справа)

Однако это довольно общая ошибка, и для правильной диагностики необходимо более глубокое исследование проблемы. Тем более что механическим проблемам могут сопутствовать неисправности в электронных схемах рулевой рейки. К примеру, часто шалит блок управления, в котором могут возникать несколько ошибок одновременно, и каждую из них специалистам придется исправлять поочередно. Иногда проблемы могут быть критическими — такой блок восстановлению может уже не подлежать.

-7

После ремонта рейка выглядит как новая

Каков итог?

Как видим, восстановление рулевой рейки — сложный процесс, требующий от исполнителей не только специфических компетенций, но и большого опыта в этом деле. Важность данного элемента управления трудно переоценить. Не стоит затягивать с ремонтом при первых симптомах неисправности, ведь чем дольше они игнорируются, тем дороже может обойтись ремонт. Вполне возможно, что на каком- то этапе он и вовсе окажется невозможен.

Кроме того, почти все опрошенные нами специалисты отмечают, что всегда лучше восстанавливать заводскую рейку или покупать восстановленную. На рынке сегодня есть множество новых вариантов от разных производителей по весьма гуманным ценам (в несколько раз, а порой и на порядок дешевле оригинала). Но, как говорят механики, автовладельцу сильно повезет, если такая рейка «проживет» на машине хотя бы год.

Фото: журнал «Движок»

Авто
5,66 млн интересуются