Найти тему
Тонкости туризма

Все сглаживает безумная красота этой земли: отзыв о Дагестане

Оглавление

Читательница «Тонкостей туризма» Татьяна Шелих не так давно рассказала нам о своем трехдневном отдыхе в Дагестане. В том отзыве — почти сплошные плюсы. «Сейчас как раз разговор пойдет о том, что в нашем путешествии было плохо», — продолжает свою историю Татьяна.

Тур мы заказывали готовый

Фирма, организовывавшая поездку, на мой взгляд (и, думаю, под моими словами об этой компании подпишется каждый из 25 путешественников) — это халтурщики. Программа тура при продаже нам показалась великолепной, столько всего в нее было включено. В итоге нас просто обманули, сократив и удешевив наш тур. Мы смотрели обзоры других путешествующих в одно время с нами групп: у них вся программа была освоена.

Проблема началась с гида

На два автобуса были два гида. Одна из них — чудесная девушка, много знающая и образованная. Она досталась нашей группе. На первой же стоянке вторая группа взбунтовалась: им досталась косноязычная гид с некоторой придурью.

Понятно, люди хотят полноценной информации о месте, где находятся, а не рассказов о том, как гид себе мужа ищет.

Что делает куратор? Она меняет гидов местами, рассчитывая на тактичность второй группы. Но нашей группе тоже не захотелось «жалеть» гида. Может, у кого-то прокатило бы — но нам оказалось мало созерцать красоты гор, нам хотелось информации. В итоге в середине дня нерадивого гида отправили домой, а группе прислали полноценного сопровождающего.

Дальше — больше

Приехав к бархану, гиды стали выяснять количество пенсионеров в группе, чтобы не платить за них на входе. Но эти пенсионеры все уже оплатили в своем туре!

Дальше выяснилось, что нас не повезут на Сулак. В главное место силы — визитную карточку Дагестана. А ведь в туре планировалось провезти нас на джипах по серпантину к Сулакскому каньону. Мы не увидели «Язык тролля»! У нас должно было быть по программе катание на катерах по Сулаку — его заменили на катание по водохранилищу. А это совсем не одно и тоже. Таким образом, Сулак мы увидели только из пещеры.

То есть у нас украли оплаченную часть тура, ничем не заменив. Нам куратор сказала, что в каньоне на джип упал камень: трагическая случайность, приведшая к летальному исходу с туристкой. И в целях безопасности нас туда не повезут. Но это неправда: группы в эти дни прекрасно посещали это место. А на нас просто решили сэкономить, не предоставив услугу в полном объеме.

Далее: обедать мы должны были в форелевом хозяйстве «Главрыба», где могли посмотреть, как разводят рыбу. Но нас опять отвезли в непонятное место, где просто накормили рыбой. Заменили услугу на неравнозначную. Видать, там было дешевле.

Куратор жаловалась, что группу набрали давно, а цены подскочили. Им буквально выживать приходится. Очевидно, выживать решили за счет выбора более дешевых мест.

Ночевать мы должны были в горном ауле

Задумка чудесная. Но, похоже, никто этот маршрут не проходил заранее. По дороге у нас сломалась одна машина из двух. Хорошо, что Дагестан — это «автомастерская страны», где отремонтировать машину можно в любом месте. Потом у нашей машины задымились тормоза. И это в горах! Ждали, пока машина остынет. Правда, к водителям претензий не было. Ребята — профессионалы.

Я когда утром увидела, где мы ехали в ночи по серпантину... А ночи черные, хоть глаз коли.

Мы по дороге в аул пару раз заблудились. Интернет пропадал, а вместе с ним и навигация. Повторюсь, маршрут куратор и гиды проходили с нами впервые. Видимо, просто списались по интернету. Отсюда и все накладки.

Раздражение в группе копилось

Пара дам из Москвы в конце поездки вообще закатили скандал, обещая все кары небесные наслать на организаторов. Мы все пытались выяснить, кто ж у нас принимающая сторона. Какой компании мы обязаны этими безобразиями? Нам сквозь зубы выдали, что это фирма «Академия путешествий». Мне потом это подтвердили в «Бон Туре», где мы приобретали этот тур. К «Бон Туру» никаких претензий нет. Но я им посоветовала не связываться больше с этой фирмой. Не знаю, это норма такой работы или просто нам не повезло? Но было обидно, что мы везде толком не успевали.

Когда мы приехали в Гуниб, нас покормили. И пытались отговорить от экскурсии в довольно интересный Краеведческий музей. Но мы не поддались. Сложилось впечатление, что опять пытались сэкономить, не заплатив за экскурсию. Потом куратор с нами простилась, свалив все заботы на бедных наемных гидов. И мы в 22:00 в Дербенте в полной темноте на какой-то стройке разыскивали наш отель.

Отель опять был выбран из эконом-вариантов. Знаете, обычно в программе тура, выдаваемой перед поездкой, прописана принимающая компания, отели, где мы будем жить. Здесь же только программа и эпитеты, как нам будет клево в этой поездке.

Даже милая пара из нашего автобуса, очень добрые и терпимые люди, попросили меня все это безобразие описать.

Что еще смутило в Дагестане

Думаю, особо брезгливым здесь будет сложно. Унитаз — это скорее исключение из правил, тут везде дырки в полу. И вместо бумаги стоят кувшины с водой. Если это трассовые туалеты, будь готовы к запахам, грязи и прочему. Девчата подворачивали брюки, чтобы не заляпать. Спиртовые салфетки у нас расходовались на ура. Еще пища жирная. Омез вам в помощь.

Аэропорт Махачкалы — особая тема

Все работают на отвяжись. Но — чисто, есть место ожидания, кофе (дорогой) и хоть туалеты нормальные. Камер хранения нет, но продавцы в сувенирных лавках готовы принять ваш багаж на хранение за деньги. О чем у них стоит объявление.

При регистрации, а у нас была только ручная кладь, никто ничего взвешивать не стал. После получения посадочных талонов нас отправили в 3-й пункт для предполетного досмотра. Пришли туда, а там все закрыто и света нет. Нас собралась толпа. Через какое-то время прошествовал господин в форменной рубашке, коротких штанах и мокасинах. Посмотрел на нас, вошел в нужную нам дверь и заперся изнутри. Через какое-то время нас все-таки позвали на контроль. Мы вдвоем с мужем около 5 минут стояли перед товарищем в мокасинах, пока он, не скрываясь, с кем-то переписывался в мессенджере, отправляя улыбочки и поцелуйчики. И только после этого поставил печать на наших посадочных талонах.

Воду, кстати, не отобрали, досмотрели условно.

Но самым забавным нам показался магазин в зоне вылета. Время было уже за полночь. Свет в магазинчике горел, а продавца не было. На прилавке стояла от руки написанная записка с телефоном. Люди позвонили. Им было предложено взять, что нужно, оплатив онлайн-переводом или положив наличные в коробку на прилавке. Такое я видела впервые. Люди по-честному платили.

А вообще, это все сглаживает безумная красота дагестанской земли. Думаю, она никого не оставит равнодушными. И приветливые отзывчивые люди.

Сейчас государство выделило много средств на возрождение Дагестана. Надеюсь, с годами все будет становиться лучше. Посмотреть здесь есть что. Хороших всем путешествий!

Что еще почитать по теме