В Санкт-Петербурге уже с 1973 года в Аничковом дворце (Дворец творчества юных) находиться историко-краеведческий клуб "Петрополь". Создал клуб историк, краевед, пелагог, автор кораеведческих книг - Владимир Ильич Аксельрод 50 лет назад и назывался он «Ленинградец». Учились в основном старшеклассники. Сегодня уже с 5-6 класса можно начать обучение. Чему учат: петербурговедение, эстетика, история кино и театра, была попытка изучением истории города на английском языке (не прижилась). Ребят учатся исследовательской деятельности. Занятия клуба проходят в исторических парадных залах Аничкова дворца, который имеет свою интересную историю. Ребята готовят экскурсии по интерьерам дворца, затем они готовят собственные маршруты по городу и проводят экскурсии для своих однокурсников и родных.
А какие интересные выезды у ребят в лагеря. На базе Аничкова дворца есть замечательный лагерь Зеркальный. В мою молодость попасть туда могли только отличники и активисты, это был самый престижный лагерь, местный «Артек». Я там была дважды на короткте смены. Сегодня в этом лагере проходят краеведческие и летние смены. Ребята продолжают заниматься и отдыхают. А итогом выезда обычно бывает какое-то театральное представление, когда между собой соревнуются другие отряды. У меня две уже взрослые дочери, которые занимались в данном клубе. Поэтому мы помним не только Зеркальный, но ДОЛ Дружных. Они выпускницы 2011 и 2015 годов.
Ещё воспитанники обязательно посещают местные музеи и по абонементам и нет, и это не только Эрмитаж и Русский музей. Часто организуют выездные экскурсии, где они не только знакомиться с достопримечательностями, но и после поездки обязательно делают реферат, где описывают все минусы и плюсы поездки. Они учатся анализировать. Этот навык грамотно оформить реферат, интересную презентацию, составить эссе очень пригодиться будущим студентам.
Да, не все станут экскурсоводами и гидами, не все свяжут своё будущее с краеведением. Но, для себя они получили большой плюс - ведь они могут своим друзьям рассказать какие-то необычные факты, они всегда могут что-то показать гостям нашего города. А также у ребят прекрасная возможность научиться выступать не только перед своими одногодками, но и перед взрослой группой.
Воспитанники клуба участвуют в жизни не только своего клуба, но и в жизни Аничкова дворца и города. Не одна Новогодняя ёлка не прошла без помощи петропольцев, я не говорю уже о городской программе (игра-путешествие с призами) на осенних каникулах «Раз, два, три, четыре, пять…Я иду искать!» (в рамках ежегодного городского музейного фестиваля «Детские дни в Петербурге»), которая проводиться в парадных залах дворца, где ребята могут быть в роли помощников и наблюдателей, а могут и сами пройтись по разработанным интерактивным маршрутам по музея Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Бал литературных героев, Новогодний вечер клуба, Блокадный вечер, Весенний вечер, Выпускной вечер клуба.
Воспитанники клуба защищяют свои работы перед жюри и иногда приглашенными родителями в парадных залах. Получают оценку не только профессиональных педагогов, но и зрительских симпатий. Никто не в обиде, всегда все дуруг друга поддерживают.
Около шести лет подряд до пандемии, и даже когда моя младшая дочь закончила Петрополь, я вместе с руководителем клуба, Анной Евгеньевной Ладыжниковой, организовывала на весенние каникулы выездные путешествия по городам Золотого кольца и не только. Программу я готовила специально для краеведов. Начинали мы эти путешествия со школьниками, но позже к нам начали присоединяться и родители. Начинали с 2-3 дней, закончили 5. Мы побывали в Карелии, Ярославле, Казани, Йошкар-Оле, Костроме, Мышкине, Суздали, Вологде, Смоленске и в других городах… Иногда за сутки мы попадали в 2- 3 города. Наш принцип был «если мы здесь, мы должны всё увидеть и узнать». Расписание было конечно "насыщенное", но именно такие дети, которые увлечены краеведением и готовы узнавать что-то новое о новых достопримечательностях - самые благодарные. Сколько приятных слов мы слышали от сотрудников музеев и гидов. Ребята не только слушали, но и записывали, спрашивали и отвечали. Были очень приятные путешествия, о которых я лично очень скучаю. Остался один разработанный мной до мелочей маршрут «555 км вокруг Москвы». Увы, пандемия, отмененный маршрут, а потом воспитанники, с которыми мы начинали уже «выпустились» из клуба... Может когда нибудь свершиться и это путешествие.
На днях праздновали 50-ти летие клуба. Присутствовали и первые воспитанники, которые уже и сами стали педагогами в вузах, и пишут книги о краеведении, и просто работающие в не в этих сферах, но любящие свой город, и которые приведи своих детей, а некоторые и внуков, в любимый клуб. Замечательный концерт силами воспитанников клуба, где выступали не только обучающиеся сегодня, но и выпускники почти всех годов. На сердце осталось такое тепло и "солнышко", которого так не хватает в осенние пасмурные будни. Как всегда на таких мероприятиях клуб предложил попробовать свои силы и поразгадывать вопросы, задаваемые петропольцами на "остановках" в парадных залах дворца. Если вы прошли три станции, можно получить небольшой приз - блокнотик с эмблемой клуба, значок, магнитик и т.п. К сожалению, из минусов организации, при выдаче маршрутного листа, ничего о конкурсах нам не сказали и памятный значок на 50 лет, тоже не дали (немного обидно). Ещё из минусов организоционной работы - это проведенная линейка в Белоколонном зале. Слишком длинное было мероприятие, и из-за того что много собралось гостей, увидеть что-то было не возможно. А выпускники первых лет были видимо так "возбуждены" от встречи друг с другом, что очень громко переговаривались и иногда было не слышно, что говорили на линейке. Надо было награждение перенести в парадный концертный зал. А сам концерт в кинозал, где все ряды под наклоном и отлично видно сцену и что на сцене происходит... Но, всё равно был приятный концерт, каждый день рождение клуба не повторим.
Я «закрыла свой гештальт» (моё незаконченное дело) через обучение своих дочерей. Я «заставляла» их ходить на занятия, но не жалею. Так как у них огромный багаж знаний и об архитектуре, и о нашем городе и пригородах, и у них много друзей, с кем они до сих пор дружат и общаются. Каждый Петрополец знает, как правильно рассматривать памятники, как правильно знакомиться с выставками и экспозициями музеев, как грамотно разговаривать, чтобы не было слов паразитов и вам было интересно слушать, как правильно и грамотна писать тексты с какой-то информацией, чтобы не утомить читающего… и много ещё чему.
Я очень рада, что в Санкт-Петебурге школьники могут обучаться в таком замечательном месте, как Аничков дворец, и у таких замечательных педагогов. Каждый из них не раз доказал, что достоин, получая звания "Педагог года".
#петрополь #петрополь50 #аничковдворец #дворецтворчестваюных #санкт-петербург #кудаотдатьребенка
Если вам понравилась моя статья, поставьте лайк. Хотя я понимаю, что мне не хватает навыков петропольца к коротким текстам.