Найти тему
Profibeer

Аналитики: рынок RTD до 2027 года будет расти на 2% в год

Рост категории RTD (ready-to-drink) в период 2022-2027 годов составит 12% в объёмном выражении, а стоимость к 2027 году достигнет 40 млрд долларов. Драйверами роста станет категория коктейлей и лонгдринков, а также премиальные и сверхпремиальные напитки. Темпы роста снизятся в сравнении с предыдущими годами, прежде всего за счёт снижения спроса на хард-зельцеры в США.

Всего аналитики IWSR делят категорию RTD на восемь подкатегорий — помимо хард-зельцеров, спритцеров на основе вина, алкогольных чая, кофе и комбучи, в ней выделяются коктейли/лонгдринки, а также вкусовые алкогольные напитки и напитки категории ready-to-serve.

К категории коктейлей и лонгдринков аналитики относят напитки, которые представляют собой хорошо известные коктейли или смеси напитков (типа мохито, космополитен, джин-тоник) с явным указанием базового алкогольного напитка.

Анализ IWSR охватывает 10 ключевых рынков напитков — Австралию, Бразилию, Великобританию, Германию, Канаду, Китай, Мексику, США, ЮАР и Японию. На эти рынки приходится 83% общего объёма потребления RTD, а стоимость рынка в 2022 году составила 33,9 млрд долларов.

Оценки темпа роста за последний год были снижены вдвое, до 2% в год. Однако за исключением хард-зельцеров среднегодовой рост составит 5%. Доля зельцеров к 2027 году сократится на 11 процентных пунктов, а доля коктейлей и лонгдринков вырастет на 4 пункта.

— Рост замедляется, и категория RTD в мире становится всё более зрелой, но остаются возможности в сегменте коктейлей и лонгдринков, а также в категории премиум-плюс, с акцентом на такие потребительские факторы, как основа напитка, крепость и вкус, — отмечает глава отдела RTD Сьюзи Голдспинк. — Премиумизация направлена в разные стороны — от премиальных форматов до изменения ингредиентов и добавления функциональных свойств.

По мере зрелости категории темпы инноваций замедляются: за первую половину 2023 года на рынок вышло только около 1000 новых продуктов в этой категории, а за весь 2021 год — более 3000.

Несмотря на кризис стоимости жизни, семь из десяти стран показали двузначный рост в категории премиум-плюс в 2022 году, что, по мнению аналитиков, говорит о наличии возможностей для дальнейшего роста.

Крупнейшими по объёму рынками для категории в ближайшие пять лет останутся США и Япония, при этом в США рост замедлится, а Япония станет лидером по росту объёма. Более значимым рынком станет Китай, где среднегодовой рост достигнет 6%. В мировом масштабе категория останется фрагментированной: на разных рынках будут доминировать разные напитки — хард-зельцеры в США, коктейли и лонгдринки в Австралии, Мексике и Германии, вкусовые алкогольные напитки в Бразилии, Японии, Китае и ЮАР. (К категории вкусовых напитков аналитики относят продукты, не вписывающиеся в другие категории, типа Smirnoff Ice или Bacardi Breezer.)

Привлечение новых потребителей к категории замедляется, однако привычки потребления меняются: люди пьют RTD чаще, выпивают за один раз больше и исследуют большее количество новых подкатегорий. В 2021 году 24% потребителей RTD были новичками в категории (впервые попробовали её в последние два года), а к 2023 году доля новичков сократилась до 13%. При этом доля потребителей, пьющих RTD более чем раз в неделю, выросла с 39% до 43%. 63% потребителей сообщили, что за раз выпивают две-три порции напитка, а 58% — что пьют напитки из трёх и более разных подкатегорий.

Аналитики отмечают повышение крепости RTD: исторически напитки в этой категории достигали 4-5%, а теперь всё больше производителей предлагают 8% и крепче, некоторые игроки активно перезапускают существующие бренды с повышенной крепостью.

При этом, отмечают аналитики, возможность для премиумизации предлагают напитки категории ready-to-serve — напитки в категории коктейлей или лонгдринков крепостью выше 10%, поставляемые в ёмкости 0,5 л и больше и предназначенные для совместного потребления. Такие напитки всё чаще приносят с собой в гости или на вечеринку вместо бутылки вина.

Используемый в качестве основы алкогольный напиток является вторым по важности фактором при выборе, после крепости. Напитки на солодовой базе и на основе вина в 2022 году потеряли в объёмах на 4% и 3% соответственно, в то время как RTD на базе крепких спиртных напитков увеличили объём на 5%. Наиболее популярна в качестве основы водка, популярность джина снижается, что открывает возможности для текилы.