Сегодня рассказ будет еще об одном уроженце Российской империи родом из остзейских (балтийских) немцев, которого в советской литературе (да и сейчас во многих ресурсах это проскакивает) называют латышским художником. Не стану оценивать это определение, просто зафиксирую, что родился Юлий Иванович Феддерс (при рождении Юлий Иоганн Волдемар Феддерс) в Кокенгаузене Лифляндской губернии (ныне - Кокнесе в Латвии) в 1838 году. Родители его были, что называется, "из простых" (отец - трактирщик, мать - горничная), так что, вполне очевидно, что они были весьма далеки от живописи.
Тем не менее первоначальное образование Феддерс получил в Рижской уездной школе, а затем "в частной гимназии пастора Бергмана". Причем любопытно, что он "готовился к изучению медицины, но непреодолимая страсть с искусству привела его в 1856 г. в Академию художеств". Уже не раз я рассказывал вам о подобных метаморфозах в биографии художников, так что факт интересный, но не такой уж необычный. В Академии он обучался у пейзажиста Сократа Воробьева в течение шести лет, но был вынужден оставить обучение, в виду смерти родителей, после которой Феддерс "должен был бороться с бедностью".
Вернувшись в родные края, он занимает должность учителя рисования в Митавском реальном училище, а на следующий год получает от Академии звание свободного художника "быть вечно и полностью свободными и работать по своему выбору". Кроме работы учителем (причем иногда ему приходилось преподавать даже физкультуру в виду низкого жалования), Феддерс был также фотографом и долгое время держал свое фотоателье.
При этом он не забрасывал живопись, об этом так и напишут в то время "он не оставил палитру и кисти, продолжал усердно работать", и это принесло свои плоды уже в 1870-х годах, когда он последовательно стал сначала художником II-ой, а затем и I-ой степени. После того, как одну из его картин, выставленную на Лондонской международной выставке, покупает персидский шах (за 1,5 тысячи руб.), Феддерс уезжает в Европу, где в том числе совершенствует свое мастерство под руководством своего сокурсника Евгения Дюккера, преподававшего в Дюссельдорфской академии искусств.
Вернувшись в Россию, художник поселится в Белгороде (причем надолго - на 10 лет), где снова будет преподавать, на сей раз в только что созданном Учительском институте и Белгородской мужской гимназии. В 1880 году "за отличные познания в живописи" Феддерс становится академиком, а в дальнейшем (1886) переезжает в столицу, где будет работать учителем рисования и черчения в Санкт-Петербургском коммерческом училище.
В Петербурге он неоднократно будет подавать прошение о признании его профессором, но оно будет отклонено, почему - не совсем ясно, но могу предположить, что Феддерс чем-то не угодил президенту Академии, великому князю Владимиру Александровичу, написавшему в резолюции: "Вообще требовать себе звания – совершенно невозможно. Господин Феддерс мог бы подождать, пока другие признали бы его достойным звания". Интересно, что в дореволюционных журналах "Нива" и "Всемирная иллюстрация" поторопились и успели поздравить Феддерса с профессорством в номерах за 1893 год:
Специальностью профессора Феддерса является пейзажная живопись, но он писал и портреты, которые также весьма художественны и могли бы составить сами по себе имя художнику.
Под конец XIX века художник вместе с семьей возвращается в Белгород. Причину переезда из столицы опишут в дальнейшем: "из-за здоровья своего единственного сына, для которого климат Петербурга признан был безусловно вредным". И далее продолжат:
Поселившись снова в Белгороде, Ю.И. каждое лето уезжал на дачи вблизи города, в Крым, в Святые Горы (Изюмского уезда) и пр., где продолжал постоянно работать с натуры.
Эти данные будут приведены в некрологе художника, опубликованном в "Ниве" за 1909 год (№ 12), там же будет описаны и последние годы Феддерса:
Последние 4 года Ю.И. прожил в Нежине [Черниговская губерния - прим. автора]. За два месяца до смерти Ю.И. перенес тяжелую операцию удаления камней и скончался от злокачественного новообразования у выхода желудка.
В жизни он отличался необычайной скромностью: не переносил похвал и избегал реклам.
На этом, пожалуй, пора уже заканчивать свой рассказ. Спасибо за прочтение, надеюсь, что вам сегодня было интересно узнать факты из жизни живописца ушедшей эпохи и посмотреть на его картины. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), а если мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.