Это очень интересная тема. И похоже, что настало время об этом немного поговорить. Статья будет длинной.
После того как Этери Тутберидзе стала абсолютным монополистом в женском одиночном катании, начались массовые брожения среди обиженных тренеров. Ведь до неё всем и всё хватало. Все места были распределены на многие годы вперёд. А главное, что каждое тёплое место было пригрето сильным мира сего. И тут вот, такая, как бы выразиться по мягче, засада.
И сейчас мы видим удивительную картину, где, с одной стороны превалируют исключительно любители ставить компонентные программы, а с другой идут напрямую на усложнение прыжкового контента. И к сожалению, тех, кто пытается усложниться, во-первых - меньше, а во вторых они новички не имеющие за собой ни какой власти и соответственно поддержки. В третьих, новички не имеют ещё и опыта.
Вот и получается технический прорыв сделанный Этери Тутберидзе, несколько заглох в других странах. Конечно ещё сказалась изоляция российских фигуристов. Но... Как было разделение, так оно продолжает присутствовать. Давайте посмотрим, что пытаются донести нам представители так называемого хореографического сословия.
Артур Гачинский. Брала интервью всем известная хейтер группы Этери Тутберидзе Елена Вайцеховская, которая специально подбирала вопросы, зная что может на это сказать тренер, чтобы воспроизвести определённую картину в умах людей. Артур
— А вам не кажется, что в этой гонке за квадами спортсмены слишком быстро исчерпывают свой ресурс?
— В каком-то смысле мы просто возвращаемся в то время, когда каждый тренер работал уже со зрелыми спортсменами, а не с детьми. Когда катались Ирина Слуцкая, Вика Волчкова, Мария Бутырская. Они ведь тоже исполняли серьезный набор прыжков. Та же Слуцкая прыгала флип — риттбергер, лутц — риттбергер, и это было почти 20 лет назад.
На самом деле в погоне за четверными прыжками страдают не только девочки, но и парни. Ну да, фигурное катание шагнуло вперед, все пытаются с этим шагом идти дальше, но ресурс у каждого спортсмена свой, и с этим ничего не сделаешь. И у тренера нет возможности, условно говоря, взять в руки пульт, нажать на кнопочку и увидеть, сколько того ресурса осталось.
— Вы закончили карьеру из-за того, что исчерпали ресурс?
— Под ресурсом я имел в виду здоровье. А оно иногда заканчивается у спортсмена неожиданно. Сначала у меня была травма, потом она стала хронической, боли стали постоянными. Дальше — больше. Потом уже глазки открываешь и смотришь, что другие ребята в фигурном катании делают.
Нейтан Чен уже тогда начал прыгать по два квада в короткой программе, по три-четыре в произвольной. Если с холодной головой ко всему этому подойти, приходилось признавать, что я уже так не могу. Для меня по тем временам один четверной прыгнуть — уже победа была. Ну а потом, через пять лет, все равно пришлось ложиться в больницу. Две операции на позвоночнике я сделал уже после того, как закончил кататься.
— Если сейчас посмотреть на карьеру фигуриста Гачинского уже тренерскими глазами, таких последствий можно было избежать?
— Возможно, да. Я слишком рано начал прыгать тройной аксель. Рано начал прыгать все квады. То есть в 13 лет уже прыгал аксель, в 15 делал четверной тулуп и сальхов, а в 16—17 освоил риттбергер, лутц, флип. Просто тогда такое время было, что никто тренировки не снимал и в соцсети не выкладывал. Но для себя видео сохранилось.
Особенность моего организма заключалась в том, что в позвоночнике очень узкие каналы и, соответственно, не очень хорошая проходимость. Это я уже потом узнал, когда прооперировался, что причина травм заключалась именно в особенностях строения позвоночника. И спина просто не выдержала нагрузок.
— В такие моменты не появляется обида на тренера, что он — такой умный, опытный — не предусмотрел, не уберег?
— Да это невозможно предусмотреть. Тем более что я хорошо помню самого себя. Когда работа прет, прет, прет, спортсмена никто не остановит. А давайте попробуем риттбергер? Есть риттбергер! А давайте лутц, флип… У тебя есть желание, есть азарт, хочется сделать все сразу. И если все получается, зачем нажимать на паузу или на стоп?
Я уважаю Артура Гачинского как тренера, который пытается донести до фигуристов настоящее компонентное катание. Его подопечные скользят по статистике лучше чем в любой другой группе. Конкуренцию ему может составить только тренер Валентина Чеботарёва.
Но... С технической составляющей фигуристы Артура Андреевича совершенно не в ладах. У всех фигуристов проблемы с прыжками. Зачастую технический набор такой, что хочется просто заплакать. Но этот человек всё равно продолжает придерживаться собственных взглядов.
Давайте посмотрим в чём не прав Артур Гачинский в своём интервью.
Здесь достаточно понять, что организм каждого человека разный. И даже писать ничего не надо. Но всё же...
- Какой прыжок в детстве выучил Никита Кацалапов, что у него появилось повреждение спины в олимпийский сезон?
- Почему у Елизаветы Туктамышевой, которая выучила триксель на год раньше Артура, со спиной гораздо всё лучше чем у Артура?
- Обсуждаемый Нейтан Чен выучил все четверные прыжки и тройной аксель раньше, чем Артур Гачинский свой тройной аксель и единственный им исполняемый четверной тулуп. Почему он смог, а Артур нет?
- Какие четверные прыжки натренировала Аделина Сотникова, что ей вставили шесть титановых болтов в спину?
Продолжать мы может этот список хоть до бесконечности. Вывод здесь только один. Артур Андреевич сильно лукавит, говоря все свои догмы. Как нам известно, у этого известного фигуриста серьезных достижений не было, кроме бронзы чемпионата мира. Но больше достижений в его карьере не было. Он даже не вставал на подиум этапов Гран при. Зато скользил хорошо.
Теперь серьёзно.
Когда мы занимаемся одной пластикой, скольжением, хореографией, то волей неволей тело видит наши предпочтения и САМО приспосабливается под предпочтения фигуриста. И на любое усложнение прыжкового контента тело просто не выдерживает.
Попробую объяснить проще. Если фигурист верит в четверные прыжки - он идёт к цели. Укрепляет мышечную массу, скелет, физику. Поднимает высоту прыжка. Но только если он в это верит и если ему это нужно.
Теперь уйдём на глубину. Что нужно телу, которое думает, что все прыжки и стабильность придёт к нему со временем, а он пусть тренирует одну хореографию? Любое усложнение и человек получает повреждение.
Возьмем Рику Кихиру и Бреди Теннелл. Они всю жизнь тренировались и думали, что такой прыжковый контент им хватит для победы. И вдруг им необходимо исполнять для победы четверные. Да их организм уже приспособился для тройных и чтобы его повернуть на новые рельсы, нужно только готовиться полгода, я уже не говорю про внутреннюю составляющую, то есть собственную уверенность в выбранном направлении.
Посмотрите на Елизавету Туктамышеву. Тройной аксель её оружие. И она не может исполнять каскады 3+3. Это абсурд, но это так. Лиза верит в триксель и он у неё есть. Даже сейчас она спокойно его исполняет.
Во что ты веришь, туда и идёшь.
И ещё.
а когда видим - идём к этому. Так же идём как и в телесном мире. Только там идём в духовном.
Но немного о тренерах, которые сейчас напирают на сложность. Например это Вадим Шубенко, тренер Миа Калин, которая изучает, и даже чисто исполняла на тренировке четверной тулуп. Самое главное, что именно эти тренеры понимают, что им не хватает хореографии. И из-за этого способны на саморазвитие.
Современное фигурное катание - это как остриё ножа, а фигуристы идут по нему. И чуть вправо, то окажутся на одной стороне без техники, а чуть влево, то будет техника без хореографии. Примеров уйма. Например Лиза Нугуманова оказалась на стороне хореографии, а Александра Трусова на технической стороне.
Правильно говорят, что надо развиваться всесторонне, не забывая и про собственный организм. Ведь мы все разные. Маргарита Базылюк, к примеру, имеет предрасположенность к прыжковым элементам, а Елизавета Андреева к компонентам. И вот здесь будет совершенно правильно сказано, что остальное придёт в своё время. Кому-то компоненты, а кому-то техника. Надо просто идти к этому, а не сидеть, ожидая четверные, на "диване".
Пока единственная школа по фигурному катанию, которая показала, что четверные прыжки можно сочетать с хореографией, и двигаться на том самом острие ножа. Естественно эта школа - "Хрустальный".
Давайте вспомнм хореографические шедевры своего времени. Алину Загитову я возьму как исключение. Её феноменальная произвольная программа на чемпионате мира в Японии тоже заслуживает быть в этом списке участников.
Несомненно это Анна Щербакова и её Олимпийская программа Мастер и Маргарита.
Мы не можем не вспомнить совершенную произвольную программу с невероятной хореографией и уникальным прыжковым набором Камилы Валиевой на российском этапе Гран при.
Но и сейчас тоже выступают новые фигуристы, которые покоряют наши сердца своими невероятными постановками. Я возьму короткую программу, пусть она и без четверных, но зато с тройным акселем. Аделия Петросян. Первый этап Гран при России. "Майкл Джексон".
А пока те, кто за компоненты, только и могут, что укорять лучшую группу по фигурному катанию в мире, завидуя их успехам. Зато, те кто за технику, вернее большинство их, будут восхищаться гением Этери Тутберидзе, и пытаться добиться чего-нибудь подобного. Но и в этой категории присутствуют завистники, которые пытаются урвать секреты Этери Георгиевны и встроить их в своё обучение. Пример: Евгений Плющенко и Рафаэль Арутюнян.