89
Жизнь потекла дальше, своим неспешным, а иногда стремительный потоком. Аня продолжала работать на фабрике, Иван служил в пожарной части. Нина закончила медицинское училище, пошла работать в роддом. Ей нравилось брать на руки маленьких, сопящих детишек, пеленать их, везти матерям на кормление.
Женщины тогда лежали в больших палатах по пятнадцать-двадцать человек и когда медсестры завозили младенцев на длинных каталках, это сразу оживляло утомительно ожидание матерей и делало палату похожую на муравейник. Все начинали перемещаться, что-то спрашивать, дети кричать, мамы беспокоится, медсестры раздавать детей. Иногда они просили докормить кричащего, голодного младенца, если у его родительницы не было молока, а у её соседки лились молочные реки.
Никто не отказывал. После пережитого голода и многочисленных детских смер.тей, женщины боролись за каждого малыша и докармливали по необходимости. Лишнее молоко сцеживали и даже отправляли в соседние роддома.
Нине нравилась вся эта суматоха, она прямо расцветала, подавая мамочкам видя и смотря, как улыбаются женщины своим детям. Но и о личной жизни она не забывала. Общалась всё больше со своей юношеской компанией, с которой пережила Блокаду, вместе тушили зажигательные снаряды на крышах, вместе праздновали Победу и мечтали о взрослой, мирной жизни.
Среди этих ребят девушка выделяла двух - Степана и Юру. Со Стёпой у неё была симпатия с самых ранних лет. Ещё в детстве, до войны, мальчик всегда защищал Нину, не давал в обиду пацанам из соседнего двора. А когда подросли, то здесь и первое чувство не замедлило дать о себе знать. Только родители Степана не одобряли его дружбу с деревенской девчонкой, которой считали Нину.
- Степан, - говорила сыну мама, всегда называвшая его полным именем, - я хочу, чтобы ты больше времени уделял учёбе. У тебя большое будущее. Гуляние во дворе плохо на тебе сказывается. Ты должен понимать, что мы не обычная семья. И девушку из деревни в доме я не потерплю.
Степа слушал, но не придавал значения словам мамы. Его душа была полна юношеского, платонического чувства. Он думал сам решать свою судьбу.
После испытаний, которые молодые люди вместе прошли во время Блокады, Степы тоже работал на том же заводе, что и Нина, казалось, ничто не может разлучить их. Но мама юноши думала иначе. Потеряв на войне мужа,в се свои усилия она сосредоточина на сыне.
Семья Стёпы отличалась от Лебедевых. Его родители, будучи интеллигентами в каком-то там поколении, смотрели на других людей свысока. Папа успел построить карьеру учёного, мама тоже крутилась в высших кругах. Тяжёлые времена зачистки подобных семей им удалось пережить благодаря тому, что отец Степана был очень нужным и знающим человеком в своей области. При этом дальновидно выступал за большевиков, в душе их ненавидя, но снаружи горячо приветствовал новую власть. Жили они тогда бедно, но смогли сохранить себя.
В годы Блокады отец Степана принимал участие в разработке специального состава, которым обрабатывали верхние этажи и крыши домов, чтобы они были меньше подвержены воспламенению. Этим составом потом были покрыты огромные площади. Это дало дополнительное признание и уважения семье Степана.
И конечно, мать хотела для единственного сына соответствующую невесту. Даже присмотрела её среди дочерей своих знакомых. И когда Степа заявил, что хочет жениться на Нине, женщина недовольно пожала губы и безапелляционно сказала, что этому не бывать.
Семью Лебедевых она знала. Те жили в соседнем доме. Приехали во времена, когда многие бежали из деревни в город, о прошлом своём никогда не рассказывали. Анна всегда была замкнутой и не разговорчивой. Александра мало выходила из дома. Мужчины постоянно работали. Но не учёными или исследователям, как отец Степана, а обычными работягами, что не вызывало у потенциальной свекрови Нины никакого уважения. Только дочки Лебедевых и были видны во дворе. Потом и вовсе переехали, но в компании ребят появлялись.
"Разве такая семья чета нам? - думала мать Степана, после его слов о желаемой женитьба на Нине, - они - деревенщина, у родителей никакого образования, сама невеста только училище закончила, медичкой стала. Нет, такая жена моему сыну не нужна. Меня в наших кругах засмеют. Взяли девушку без высшего образования, без связей, из семьи простых рабочих. Да мне стыдно будет знакомым в глаза смотреть. Не для того я Степана растила, в Блокаду лишний кусок отдавала, чтобы такой позор от него видеть".
Женщина сказала сыну, что Нину в качестве его жены никогда не примет и ему лучше забыть о ней. Степан, которого родители невесты приняли как родного, когда она их познакомила, расстроился, но перечить матери не посмел. После смерти отца он нёс за неё ответственность, и не видел в себе права расстраивать. Так было заведено в их семье и отец перед смертью просил его заботиться о матери и поддерживать её.
Нина, погруженная в себя из-за ухода сестры, не сразу заметила изменения изменения в своём женихе. Сначала она была ему даже благодарна, что Стёпа больше не заводит разговоров о свадьбе, ведь у неё не было сил веселиться, после произошедшего с Зоей.
Степан как мог поддерживал Нину, но все больше прислушивался к словам матери. И однажды набрался смелости всё сказать своей несостоявшейся невесте. При этом сообщив, что жениться на другой.
- Как? - не могла поверить в услышанное Нина. - Мы же мечтали всю жизнь быть вместе.
Слова любимого обжигали её сильнее мороза и колкого снега, летящего в тот момент в глаза. Все вокруг казалось пустым и бессмысленным. Жизнь вдруг стала ненужной и бессмысленной.
- Я не могу пойти против воли матери и отца. - ответил молодой человек.
- Но твоего отца уже нет, - сказала девушка.
- Вот именно, но я знаю, он был бы против нашего брака, - ответил Степан, - да и мама настаивает на моей женитьбе на Валентине. Я не хочу её обижать и пренебрегать её мнением.
- А меня обидеть ты можешь? - чуть не плача проговорила Нина.
- Ты молодая, у тебя вся жизнь впереди. А у матери есть только я, и она не переживёт, если я пойду поперёк её воли. - сказал молодой человек. - Я так воспитан. Пойми, я не могу иначе.
Молодые люди расстались. И вскоре он женился на девушке, которую ему выбрала мать.
Нина старалась забыть все: свои мечты, надежды, их детские встречи и юношеские мечты. Она долго не могла поверить, что Степан отказался от неё.