Найти в Дзене
Electrocars

От британского гаража до китайской гигафабрики. История Lotus

Оглавление

Компания Lotus была основана в 1952 году британским инженером Колином Чепменом. За более чем 70-летнюю историю эта марка прошла множество взлётов и падений. Компания завоевала 7 титулов Формула-1, но не была коммерчески успешна и несколько раз передавалась в руки различных компаний. Сейчас Lotus переживает второй рассвет в руках компании Geely Group, сосредоточившись на выпуске высокопроизводительных электромобилей.

Зарождение Lotus

До основания собственной фирмы инженер Колин Чепмен создавал спортивные электромобили в качестве своего хобби. Его «идеей фикс» было максимальное снижение массы автомобиля. Так, в 1947 году он самостоятельно сделал спортивный вариант легкового автомобиля Austin Seven. Чепмен быстро понял, что создавать спорткары – его призвание. И в 1952 году Колин Чепмен вместе с Колинойм Дэйром основали компанию Lotus Engineering.

Lotus Mark III
Lotus Mark III

Первая фабрика Lotus была создана в заброшенном помещении в северной части Лондона. Первым автомобилем бренда стала модель Lotus Mark III. Её особенностью была трубчатая рама. Собирали этот спорткар на чистом энтузиазме вечерами и по выходным. После того, как у Lotus появились первые клиенты, было принято решение о создании отдельного подразделения для участия в гонках Формула-1.

Lotus Формула-1
Lotus Формула-1

В 1959 году производство было перенесено на новый завод. А затем сборочная площадка сменилась ещё раз. Конечной точкой сборки автомобилей Lotus стал завод и испытательный полигон в Хетеле. Первое время Lotus производил так называемые «сборные автомобили». Они продавались отдельным гонщикам в качестве комплекта автозапчастей для экономии на налогах. Но в 1960-1970-х годах Lotus перешёл на выпуск дорожных автомобилей. Первые серийные модели Lotus были известны, как Mark III, IV, V и так далее. А затем все имена новых моделей стали начинаться с английской буквы «E».

Гонщики ценили Lotus за использование кузова из стекловолокна. А благодаря прочной связи с Ford, установленной в начале 1960-х годов, Lotus получил необходимые инвестиции для разработки новых моделей и выпуска нового мотора мощностью 126 л.с. В конце 60-х Lotus добился немалого успеха, став акционерным обществом.

Lotus Espirit
Lotus Espirit

Легендарными моделями Lotus стали автомобили Elite, Elcat и конечно же легендарный Espirit, разработанный Джорджетто Джуджаро. Lotus открывает фирму в Соединённых Штатах Америки. Повышенный спрос на британские споркары улучшает положение Lotus. К тому же компания получает заказ на производство двигателя от Chrysler. Вместе с тем, Lotus отлично показывает себя в соревнованиях Формула-1, завоёвывая первые места.

DeLorean DMC-12
DeLorean DMC-12

В то же время, часть акций Lotus приобретает Toyota. В итоге британская компания помогла «японцам» создать спорткар Supra. Взамен, многие компоненты Toyota были установлены на новую модель бренда – Lotus Excel. Lotus также разработал шасси для спорткара DeLorean DMC-12, известного многим по фильму «Назад в Будущее». Но именно этот автомобиль и подвёл британскую марку.

Падение Lotus

В 1980-х годах Колин Чепмен умирает от сердечного приступа, а спонсоры по разным причинам прекращают поддержку «формульной» программы компании. Вызвано это было репутационными издержками после провала DeLorean и иском от налоговой службы на астрономическую по тем временам сумму в размере 84 миллионов фунтов стерлингов. В итоге Lotus находится на грани банкротства в 1983 году и вынужден продать пакет акций американской General Motors. Практически сразу после этого Lotus получает задание на разработку мотора для Corvette.

Lotus Omega на базе Opel
Lotus Omega на базе Opel

Затем наступает кризис 1990-х годов. Продажи автомобилей падают, а Lotus не остаётся ничего иного, как собирать автомобили на базе легковушек Opel. Но они не пользуются спросом, а положение компании ухудшается. В результате американская GM решила, что содержать Lotus более не целесообразно. И активы британского производителя были переданы малазийской компании Proton.

Proton Satria R3 Lotus Racing
Proton Satria R3 Lotus Racing

После перехода под управление Proton, Lotus продолжил продавать автомобили в США. Другой же стороной его деятельности стала доработка автомобилей Proton, которые принимали участие в гонках. Малазийская компания гасит все долги Lotus, а британская компания выпускает новые модели. Но спрос на них остаётся невысоким, так как стоимость автомобилей бренда сравнима с Porsche. В итоге компания вновь не выдерживает конкуренции и её продажи не показывают эффективного роста.

Деятельность Lotus становится непостоянной. Компания хаотично представляет множество концептов, не доводя их до конца. В итоге компания вновь быстро расходует свои средства и уходит в большие убытки. Покрыть новые долги у Proton не получается.

Возрождение Lotus

-7

Спасти ситуацию смогла компания Geely, выкупившая в 2017 году доли как Proton, так и Lotus. Китайский концерн задал новый вектор развития компании – электромобили. Так, Lotus при поддержке китайских инженеров создал суперкар Evija с 1972 л.с. В Китае Lotus при поддержке Geely строит фабрику по производству электромобилей. Она расположилась в городе Ухань, а её плановая производственная мощность составляет 150 тысяч автомобилей в год.

Lotus Eletre рядом с шоурумом компании Electrocars в Екатеринбурге
Lotus Eletre рядом с шоурумом компании Electrocars в Екатеринбурге

Первым серийным электромобилем Lotus стал гипер-кроссовер Eletre. Он построен на доработанной британскими инженерами платформе SEA от компании Geely. Данная архитектура получила название EPA. Её особенности – облегчённый вес, усиленные амортизаторы и возможность установки четырёх электромоторов. Точные габариты Lotus Eletre составляют 5103 х 2019 х 1630 мм при колёсной базе 3019 мм. Его версия S+ оснащается двумя электродвигателями мощностью 612 л.с. А более производительную R+ приводят в движение три электромотора на 918 л.с. Такой кроссовер разгоняется до 100 км/ч менее чем за 3 секунды.

-9

Вторая полностью электрическая модель Lotus – спортивный седан Emeya. Он также построен на платформе EPA и оснащается силовой установкой мощностью до 905 л.с. Из-за меньшего размера электроседан разгоняется до 100 км/ч за 2,78 секунды. Пока что Emeya не вышла на рынок Китая, но старт продаж должен начаться в следующем году.

Таким образом, преодолев тернистый путь, из пыльного заброшенного помещения Lotus выбрался на настоящую гигафабрику, которая сможет снабжать электромобилями весь мир.

-10

Заказать электрокары Lotus можно в шоурумах компании Electrocars в Челябинске и Екатеринбурге. Также мы предоставляем гарантию на электромобили марок Li Auto, Zeekr, Neta, RISING и Avatr. Вместе с электромобилем мечты в наших автосалонах можно приобрести домашнюю зарядную станцию от мирового производителя Star Charge. Подробности на сайте, социальной сети Вконтакте и мессенджере Telegram.

- г. Челябинск, ул. Свободы, 91 К1А; +7 (351) 750-77-50

- г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 140; +7 (343) 328-10-10