Найти в Дзене
Центр Шаолинь

Кунг-фу или ушу? Почему в Шаолине предпочитают первое.

Почему шаолиньские монахи называют свое боевое искусство кунг-фу, а не ушу? Есть интересный факт, что в монастыре Шаолинь, монахи предпочитают называть практикуемое боевое искусство словом кунг-фу, а не ушу. А порой и подчеркивать, что они не занимаются ушу, а практикуют именно кунг-фу. Это периодически вызывает недоумение у сторонних людей, т.к в рамках китайских боевых искусств принято считать оба термина синонимами. Я встречал даже пост, с посылом что Настоятель монастыря не разбирается в терминологии, поэтому выделяет именно термин кунг-фу. Я бы позавидовал такой уверенности автора в своих знаниях, если бы не знал об эффекте Даннинга –Крюгера. Эффект Да́ннинга-Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое возникает, когда человек, имеющий низкий уровень компетенции в какой-либо теме, начинает мнить себя знатоком этой темы, при этом он (или она) делает ошибочные выводы и принимает неудачные решения, но не осознаёт своих ошибок из-за неполноты знаний, умений и навыков, приходя
Оглавление

Почему шаолиньские монахи называют свое боевое искусство кунг-фу, а не ушу?

Есть интересный факт, что в монастыре Шаолинь, монахи предпочитают называть практикуемое боевое искусство словом кунг-фу, а не ушу. А порой и подчеркивать, что они не занимаются ушу, а практикуют именно кунг-фу.

Это периодически вызывает недоумение у сторонних людей, т.к в рамках китайских боевых искусств принято считать оба термина синонимами. Я встречал даже пост, с посылом что Настоятель монастыря не разбирается в терминологии, поэтому выделяет именно термин кунг-фу. Я бы позавидовал такой уверенности автора в своих знаниях, если бы не знал об эффекте Даннинга –Крюгера.

Эффект Да́ннинга-Крю́гера — метакогнитивное искажение, которое возникает, когда человек, имеющий низкий уровень компетенции в какой-либо теме, начинает мнить себя знатоком этой темы, при этом он (или она) делает ошибочные выводы и принимает неудачные решения, но не осознаёт своих ошибок из-за неполноты знаний, умений и навыков, приходя к ложному определению пределов компетенции и завышенному представлению о своих способностях (даже в незнакомых областях знаний и впервые совершаемых действиях)."

На самом деле, в вопросе использования термина слова кунг-фу, а не ушу в монастыре Шаолинь есть несколько слоев.

1. Не просто боевое искусство

Формально, в рамках китайских боевых искусств, ушу и кунг-фу означает одно и то же: собственно, боевое искусство. Упрощая, можно сказать , что в разных регионах были в обиходе разные названия.

На юге Китая , где расположены основные порты, было принято называть гун-фу (кунг-фу), оттуда же родом и Брюс Ли. Поэтому на запад попало название кунг-фу. К нам в позднесоветское время пришло название ушу.

Ушу переводится как «Воинское искусство», фактически передает смысл нашего выражения «боевое искусство».

Но понятие кунг-фу имеет более глубокую основу. Гун-фу буквально означает процесс совершенствования или мастерство. Этот термин применим к разным аспектам жизни. Мясник, может практиковать гун-фу в резке мяса, а чайный мастер, практиковать чайное гун-фу.

Т.е. первый слой – использование слова кунг-фу в Шаолине, подчеркивает и напоминает, что шаолиньское кунг-фу – это не просто боевое искусство, но оно интегрировано в систему психо-духовного развития, которое практикуют в монастыре.

Монах Ши Яньцэнь
Монах Ши Яньцэнь

2. Не спорт

Второе, это мы встречали не только в Шаолине, но и в некоторых настоящих традиционных шаолиньских школах. Объясняя технику, мастера могут акцентировать «что это не ушу, а кунг-фу», дистанцируясь от современного спортивного ушу.

В настоящее время существует спортивное ушу, т.е. ушу соревновательное, с выхолощенными, стандартизированными стойками и движениями, акробатическими элементами и прочим. Путаницу усложняет то, что в спортивном ушу есть подраздел «традиционное ушу», что не отменяет его спортивности. Т.е. есть традиционное ушу и современное «традиционное ушу», которое спортивное, также заточенное на соревнования.

Настоящее традиционное ушу имеет ряд принципиальных отличий от спортивного в исполнении техники, стоек, приложения усилий и целей практики, поэтому мастера могут подчеркивать, что они практикуют кунг-фу, а не ушу.

Наставник Ши Янчжуан и Ши Янчжень (Анна Елизарова )
Наставник Ши Янчжуан и Ши Янчжень (Анна Елизарова )

И так, разделяя понятия кунг-фу и ушу в Шаолине, монахи подчеркивают что они помимо боевого искусства, занимаются практикой самосовершенствования и дистанцируются от современных веяний ушу. Это не значит, что монахи категорический не используют термин "ушу", конечно, это не так. Употребляется оба термина (и не только), и в конечном итоге , все зависит от конкретного мастера, его предпочтений и взглядов.

Автор: Иван Елизаров (Ши Янкун)