Гусейн Абдулла оглы РАСИЗАДЕ́ – настоящее имя выдающегося поэта и драматурга, оставившего неизгладимый след в азербайджанской литературе. Человек с гражданской позицией и большой поэт умер в лагерях как «враг народа», но теперь в его честь в родном Нахчыва́не отстроен величественный мавзолей, в котором сам и покоится.
Родился Джави́д Эфе́нди 24 октября 1882 года в семье шиитского духовного лица – аху́нда. Известная и уважаемая в округе семья Расизаде переехала в Нахчыван из села Шахтахты́. С семилетнего возраста Гусейн по настоянию отца 5 лет обучался в городской духовной школе – моллахане́. Далее, в 1895 году по совету Гурбанали́ Шарифова втайне перешёл в открытую годом ранее школу «Тарбия́» («Воспитание») известного просветителя, поэта, публициста и педагога Мухаммеда Таги́ Сидги́ (1854–1903). Затем уехал в Тебри́з и поступил в медресе. Изучал там классическую литературу Востока, философию, арабский и персидский языки. Обучение продлилось недолго – через год Гусейн был вынужден оставить учёбу из-за болезни глаз. В родном Нахчыване продолжал заниматься самообразованием.
В 1905 году юный Гусейн поступает на литературное отделение Стамбульского университета. В Стамбуле он знакомится с видными турецкими писателями и поэтами, делает первые поэтические пробы, берёт прославивший его в дальнейшем псевдоним «Джави́д» («Вечный»), будто предвидел свою дальнейшую судьбу. В 1909 году возвращается на Кавказ, в течение долгого времени занимается преподаванием азербайджанского тюркского языка и истории литературы в школах Тифли́са, Елисаветполя (Гянджи́), Нахчывана. В 1918 году Гусейн Расизаде переезжает в Баку.
Первое стихотворение Джавида было напечатано в бакинском журнале «Фиюза́т» в 1906 году. В 1913 году издан первый сборник стихотворений «Минувшие дни». Отпечатан в Тифлисе в тюркской типографии. В 1917 году в Баку выпущен ещё один сборник «Весенняя роса». Уже в раннем творчестве Г.Джавида преимущественно затрагиваются социальные проблемы, связанные с общественным переустройством и противоречиями, положением бедняков и обездоленных людей. И хотя, как признается поэт, «моё божество – красота и любовь», жизнь с её глубокими противоречиями и проблемами вторгается в мир его поэтических раздумий, побуждает думать о многом и о многих. В частности, об обездоленных, кто в поисках пропитания вынужден обрекать себя на тяжкий, нечеловеческий труд на нефтяных промыслах.
Для поэта-гуманиста «чёрный ад» промыслов, а также безумие разразившейся мировой войны, её «чудовищный шум» невыносимы. Катаклизмы века, его противоречия и события подводят Гусейна Джавида к необходимости преодолеть абстрактно-политические выводы и представления, ставить и решать важнейшие проблемы современности, обращаться к прошлому своего народа и других стран, чтобы на историко-легендарном материале раскрыть природу контрастов и противоречий века, обещавшего быть эпохой прогресса и развития цивилизации, но, увы, оказавшегося полным социальных и иных кризисов, потрясений и несчастий, уготованных для человека труда.
Джавид Эфенди в своём творчестве не ограничивается исключительно социальными темами. Его поэзия пронизана философскими и метафизическими мыслями, он задумывается о вечных ценностях, о природе человека и его месте во Вселенной. Так, он раскрывает власть тёмных сил и контрасты эпохи в своих драматургических произведениях «Шейда́» (1913), «Шейх Сана́н» (1914), «Ибли́с» (1917-1918), представив в них целую галерею сильных, протестующих неординарных героев, бунтующих против несправедливости, тирании, произвола. Именно эти пьесы стали важным достижением романтизма, его ведущим жанром, сохранившим на десятилетия обаяние и идейно-эстетический мир этого направления азербайджанской литературы.
В 1926 году Джавид лечился в Германии, жил в Берлине. Увиденное он запечатлел в своей большой поэме «Азе́р», над которой работал в 1926-1937 годах. Гусейн Джавид показал борьбу грузинского народа за свободу в своей драме «Князь» (1929). В другой драме «Месть демона» (1936) он разоблачил происки фашизма. Есть также не менее замечательные исторические и философские произведения. В их числе «Пророк» (1922), «Тамерлан» (1926), и «Сияву́ш» (1933), «Хайям» (1936).
В целом, творчество Г.Джавида отличается глубоким и проникновенным взглядом на жизнь, на её радости и боли. Он поэт-философ, который задает важные вопросы о смысле существования и о месте человека в мире. Его стихи вызывают размышления и оставляют след в душе читателя. Газеты 1920-ых годов писали о Гусейне Джавиде как о «самом известном и прославленном поэте Кавказа», «самом могучем поэте в Азербайджане». К сожалению, творческий взлёт большого романтика, Человека и Гражданина оборван в страшном 1937 году в разгар сталинской политики Большой террора.
В обстановке начавшихся репрессий и травли творческой интеллигенции, 4 июня 1937 года Гусейн Джавид был арестован, в отношении него открыто уголовное дело N24938. В качестве основания для его ареста стала поддержка контрреволюционных связей с «целым рядом мусаватистов, с коими ведёт мусаватские беседы… Группирует вокруг себя к.-р. национал. настроенных молодых поэтов, коих обрабатывает в мусаватском духе». Несмотря на неимоверное давление, поэт виновным себя не признавал. На первом и втором заседании судебной «тройки» решение по его делу вынести не смогли и он продолжал содержаться в тюрьме. Весной 1938 года, при новом руководстве НКВД АзССР, было составлено заключение, в соответствии с которым Гусейн Джавид обвинялся изобличённым по ст. 72 и 73 УК Азербайджанской ССР.
Обвиняли Джавида Эфенди и во вхождении в состав контрреволюционной националистической организации, в антисоветской пропаганде среди писателей. Особое совещание в Москве, куда отправили дело, не стало его рассматривать, а затем и вовсе – оно было возвращено в Баку. При перепроверке дела в Баку к ранее подтверждённым обвинениям добавилась ещё ст. 68 (шпионаж). Согласно обвинительному заключению «установлено, что Гусейн Джавид долгое время проживал в Турции, а затем в Германии и, по данным НКВД, Гусейн Джавид предназначался для шпионской работы». В заключительном обвинении было сказано: «Гусейн Джавид обвиняется в том, что был участником контрреволюционной, националистической организации, существовавшей в Баку. По своим убеждениям он убежденный мусаватист – пантюркист. По косвенным показаниям Гусейна Ахундова, проходит как шпион турецкой разведки. Допрошенный по существу, Гусейн Джавид виновным себя не признал. Обвинение основано на показаниях, осужденных по этому делу, и подлежит рассмотрению в Особом Совещенни при НКВД СССР». Имеется в виду не суд с защитой и свидетелями, а решение пресловутой «тройки».
Следствие, начатое 7 июня 1937 года, было закончено 26 мая 1939 года. Оно длилось долгих 23 месяца: 711 дней и ночей. Гусейн Джавид провел их в сырых и темных подвалах НКВД, будучи хронически больным человеком. 9 июня 1939 года решением Особого Совещания при Народном комиссаре Внутренних Дел СССР он был заключен в исправительно-трудовой лагерь, сроком на 8 лет, без права переписки, считая началом этого срока 4 июня 1937 года. Такого рода заседания «тройки» продолжаются 20-30 минут. Его послали на медленную, мучительную смерть.
2 года спустя он умер. Лишь впоследствии после раскрытия архивных материалов стало известно, что Гусейн Джавид скончался от остановки сердца в связи с переохлаждением ног 5 декабря 1941 года в 22:30 в доме заключенных-инвалидов №21 села Шевченко около Тайшета Иркутской области. Как свидетельствуют досье, поэта похоронили 7 декабря того же года на местном кладбище в гробу №59 в условиях многолетней мерзлоты. Могила по мусульманским обычаям обращена лицом в сторону Каабы. На похоронах присутствовали заключенные-азербайджанцы. Он был посмертно реабилитирован в 1956 году.
Только спустя 41 год прах Шекспира Востока, ставшего жертвой советской репрессивной машины, возвращён в Азербайджан. Произошло это в 1982 году в связи с его 100-летним юбилеем. Останки перевезены в родной Нахчыван, захоронены рядом с отчим домом. Позже, 14 лет спустя, над могилой поэта воздвигнут мавзолей. И там же в сентябре 1996 года были захоронены жена Гусейна Джавида Мюшкюна́з и сын Эртогру́л, а сентябре 2004 года – его дочь Тура́н.
Прочитать произведения Гусейна Джавида в 5 томах на азербайджанском языке вы сможете, нажав по ссылкам внизу:
1-ый том:
2-ой том:
3-ий том:
4-ый том:
5-ый том: