В своей последней статье я говорила о том, что ребенок, который учится в обычной провинциальной музыкальной школе, каждый успешен по-своему: один ученик успешен – с точки зрения освоения и выполнения положенной программы, и в итоге – успеваемость «на отлично», у другого успешность несколько иная: и «пятерка» вроде бы та же, но… ребенок за те же семь – восемь лет обучения не только успешно освоил школьную программу, а еще, будучи школьником, «умудрился» выйти на уровень исполнения произведений «далеко не детских и не ученических», и при этом еще, на высоком, профессиональном уровне, в смысле качества исполнения, как в таких случаях говорят: «Играет, как взрослый…»
"НАлицо" и тот, и другой - успешные ученики. Но кто из них более успешен? Отличник - по программе, или ученик, который играет консерваторский репертуар, а значит, принимает участие в самых престижных конкурсах и, конечно же, побеждает, и является гордостью школы и не только…
На первый взгляд – ответ очевиден, но на самом деле, не все так просто…
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, что есть для взрослого человека успех, и для ребенка в частности, и в чем различие.
Успех в жизни представляет собой понятие, которое может рассматриваться как итог «максимально полной самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности, подтвержденный фактом социального признания».
Успех включает в себя много переменных, которые можно подразделить на две основные группы.
Первую образуют переменные, относящиеся к области способностей, интересов, задатков, мотивации и пр. Они могут быть обусловлены, как природными данными, так и формирующимися в сфере семьи или образования.
Во вторую группу входят переменные, связанные с признанием результатов самореализации со стороны общества, на уровне интересов ближайшего окружения и общества в целом.
Очень часто считается, что достижение успеха возможно лишь в том случае, если человек обладает особо выраженным талантом: «ОН же – Талант, Самородок…»
А вот, известный в «скрипичных кругах» педагог Галина Степановна Турчанинова говорила, что «вполне достаточно обычных способностей у ребенка, чтобы «довести» его до консерватории».
А поступление в консерваторию - этоже показатель успешности, значит успех может быть у обычного молодого человека.
В моей практике тоже встречались ученики, которые не отличались яркой музыкальностью и индивидуальностью, однако, в сочетании с целеустремленностью, работоспособностью и упорным трудом достигали хороших результатов, и в последствие, заканчивали консерваторию и становились успешными музыкантами, работая в известных оркестрах.
Многие уважаемые педагоги отмечают, что упорный труд — основа полноценного и заслуженного успеха. Большинство, по истине, успешных людей на протяжении всей своей жизни работали на пределе, преодолевая множество трудностей, добивались того, чего они «страстно» хотели и желали.
У них была цель, и они шли к ней, не взирая ни на что, и благодаря своей трудоспособности, упорству, а так же интеллекту, добились успеха в своей профессиональной сфере и стали настоящими профессионалами и мастерами в своем деле.
Успех ребенка начинается с того самого момента, когда у него формируется отношение его, в первую очередь, к самому себе. Ребенок должен постоянно чувствовать, что его любят и принимают всяким: с ошибками и разочарованиями, с победами и без них. Таким образом он определяя свое место в окружающем мире, кто он, и какой?
Самооценка ребенка – отправная точка его «успешности по дороге жизни». Именно от нас, взрослых будет зависеть, сможет ребенок стать успешным или нет.
Так вот, если мы вернемся к вопросу, кто успешнее, просто «отличник», который успешно справляется с учебной программой или тот, кто ее «перевыполняет»? На этот вопрос еще в прошлом веке дал ответ известный психолог, автор концепции «зоны ближайшего развития» Лев Выготский:
«Успешность не всегда ОДИНАКОВАЯ», и чтобы ее оценить, необходимо учитывать не только абсолютную успешность (в нашем случае «консерваторский уровень программы»), но и относительную успешность (индивидуальный показатель роста и развития ребенка в освоении учебной программы), и при оценке ученика важно учитывать оба параметра, то есть, абсолютная –высший показатель для всех, относительный – высший индивидуальный показатель.
Понятие абсолютной и относительной успешности, так же, ввел Лев Выготский, который «настаивал» на том, что «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день развития ребенка, а на завтрашний, то есть, обучение должно опережать развитие».
Педагог должен рассчитать успех ученика «на много шагов вперед», и у каждого он должен быть индивидуален и «свой».
Поэтому, музыкальная школа с ее индивидуальными уроками дают возможность педагогу для решения этой очень не простой задачи, и для этого необходимо найти индивидуальные пути и возможности для каждого ученика.
Для меня успех ученика – это не уровень сложности программы и дальнейшее обучение его в стенах престижного учебного заведения, а его «ощущение себя музыкантом-исполнителем», его удовлетворенность тем, насколько он, владея инструментом, может через музыку выразить свое отношение не только к исполняемому произведению, но и к самому себе, и к окружающему миру.
Для нас, взрослых успех — это то, к чему мы стремимся сами, и порой, того же желаем своим детям.
Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был успешным, НО… почему-то, успех сопутствует не каждому ребенку, хотя всем известно, что ДЕТИ талантливы ВСЕ!
А вот почему и каковы причины, поговорим в следующих статьях.
Как всегда, мне интересны ваши комментарии. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы.
Ваша Г. Молькова.