3,6K подписчиков

“Наёмный убийца” (1989, Dip huet seung hung/The Killer): Дождь из пуль, пыльца из пороха, музыка и кровь

*есть разные варианты закадрового перевода, в каждом из которых имена центральных действующих лиц различаются. Я смотрела с вариантами тех имён, которые у меня указаны в тексте.

***

На этой неделе у меня получилась самая необычная комбинация фильмов – начала с короткометражного мультфильма в честь 100-летия студии Disney, а последующие четыре сложились один к одному на тему убийц. Но самое забавное то, что круг замкнулся неожиданно идеально – в боевике Джона Ву “Наёмный убийца”, который завершил мой киллер-кино-марафон, два противоборствующих главных героя дали друг другу прозвища Микки Маус и Дамбо.

Вариант постера к боевику "Наёмный убийца" (1989)
Вариант постера к боевику "Наёмный убийца" (1989)

Есть режиссёры, которые имеют ярко выраженный почерк, по нему можно сразу определить, чьё это произведение, и Джон Ву (John Woo) к ним как раз относится. Тонкое соединение драмы и экшена, церковь, голуби, перестрелки, погони и очень экспрессивная стойка с пистолетом, направленным на оппонента.

Относительно голубей Джон Ву объяснял в разных интервью, что птицы в его фильмах – это преднамеренное использование символики, означающей чистоту души персонажей и традиционную христианскую духовную связь между людьми и Богом. Конкретно в “Наёмном убийце” замедленная съёмка летящего голубя в одном кадре с героем Чоу Юнь-Фата нужна для того, чтобы показать душу героя: “Эти ребята совершили много плохих поступков в своей жизни, но в конце концов их души были спасены”.

Сюжет

Джеффри (Чоу Юнь-Фат) – профессиональный наёмный убийца. В его профессии нельзя доверять никому, но, несмотря на это, у него появился один друг. Это Сидни (Чу Кон) – он всегда передавал ему задания, а по их выполнении перечислял оплату.

Дженни (Салли Е) – певица, которой не повезло оказаться рядом с Джеффри во время выполнения его задания (он должен был убить одного из главных боссов Гонконга). Порохом от его выстрела ей обожгло роговицу.

Так Дженни запомнила того, из-за кого она ослепла
Так Дженни запомнила того, из-за кого она ослепла

Инспектор Ли (Дэнни Ли) – принципиальный полицейский, одержимый идеей поймать профессионального киллера Джеффри.

Жизнь непредсказуема, и она сведёт всех четверых. Она покажет, что у киллера не может быть последнего задания, хочет он того или нет – профессия его не отпустит даже из благородных побуждений (оплата лечения своей возлюбленной и начало новой мирной жизни), потому что найдутся те, кто хочет устранить его, и ему придётся уходить от погони не только полиции, но и мафии; покажет, что подружиться могут инспектор полиции и киллер; покажет, что настоящий друг не продаст товарища под угрозой смерти.

Мысли по фильму после просмотра

“Наёмный убийца” – это одновременно трогательная и кровавая история о дружбе и любви. Также это и ностальгическое кино – боевик, состоящий на бόльшую часть из погонь и перестрелок, сквозь которые пробиваются проникновенные диалоги и чувства. Всё это выглядит наивно, нет жёсткости и надменности, которая пробралась в более позднее кино. И вот последняя характеристика может подкупить, затмив наивность и возвышенность.

Фирменная сцена боевика, как Джеффри и инспектор Ли направляют друг на друга пистолеты
Фирменная сцена боевика, как Джеффри и инспектор Ли направляют друг на друга пистолеты

Благородство, с которым центральные действующие лица относятся друг к другу, выглядит старомодным. Закоренелый убийца испытывает чувство вины, что из-за него пострадала девушка, он переживает за раненую девочку, случайно оказавшуюся под массовым обстрелом; инспектор полиции видит в Джеффри больше, чем убийцу – парадоксально, он хочет и должен его поймать (ещё и потому, что босс полиции давит на него), но помимо врага он умудряется увидеть в нём человека и проникается к нему. Одна из самых ярких сцен в фильме вовсе не с белым шарфом, по которому Джеффри узнаёт, что слепая девушка, которую он спас на улице от хулиганов, именно та, кого он лишил зрения, и не те сцены, когда оператор виртуозно снимает Ли и Джеффри, направляющих друг на друга пистолеты, а именно та, когда инспектор Ли отдаёт задание штатному художнику полиции составить фото-робот киллера: “Представь себе южно-китайский тип. Слегка за тридцать, выглядит решительным, но не безжалостным. Смелый, хладнокровный. Пожалуй, больше похож на положительного героя, чем на киллера. Глаза слегка мечтательные и очень-очень страстные”.

Это крутой шаг со стороны Джона Ву внести в портрет инспектора Ли удивительную проницательность и способность увидеть в киллере человека. Благодаря этому штриху Джон Ву посмотрел на дружбу под очень сильным микроскопом. Он сопоставил и соратников из одной профессии, и противоположности – преступник и полицейский. Этим он показал, что суровые киллер и полицейский – тоже люди, у них есть способность чувствовать, в них есть светлые стороны, даже внутри остались совсем уязвимые стороны (если судить по прозвищам, которыми они друг друга наделили – Джеффри (Микки Майс), Ли (Джамбо), а это влечёт за собой призыв для зрителя воспринимать людей намного шире или давать им шанс. Джеффри воплощает пример сложного человека: он устранит любое препятствие для его счастья, но он чувствует себя обременённым своей ролью убийцы. Он ещё и отрицает своим примером, что среди бандитов нет чести.

Продолжая тему мышления шире, добавлю, что сейчас это мышление приобрело совершенно иной оттенок. Странным образом, хотя люди и заявляют, что мыслить нужно свободнее, избавляться от рамок, но сами себя загоняют в ещё большие тиски. В настоящее время мир не хочет быть исключительно мужским или женским, не хочет, чтобы какие-то черты принадлежали только мужчинам и только женщинам, всё принадлежит всем, а оба пола не должны различаться. В этом же фильме грань между мужчиной и женщиной проведена отчётливая. У мужчин в руках огнестрельное оружие, они дерутся и стреляют друг в друга, а женщина поёт, она слепая и полностью зависит от мужчины. Для нашего времени это абсолютно неугодный фильм, если бы его вдруг решили сделать сейчас, он столкнулся бы с большими спорами, чем Barbie. Но, повторю, в “Наёмном убийце” люди намного лучше знают себя и своё место, и в этом их главная сила. Джеффри знает, что он убийца, инспектор знает, что он – враг преступности. И оба они знают, что что-то их выделяет из общего сила, именно потому им и удалось найти общий язык, объединиться на короткий срок в борьбе против преступной группировки-врага и Ли, и Джеффри.

Так что это старомодное кино в хорошем смысле.

Этот боевик, кстати, вышел в один год с такими хитами-лидерами проката, как “Бэтмен” (Batman) Тима Бёртона с Майклом Китоном и Джеком Николсоном, “Индиана Джонс и последний крестовый поход” (Indiana Jones and the Last Crusade” Стивена Спилберга, “Смертельное оружие 2” (Lethal Weapon 2) Ричарда Доннера, “Человек дождя” (Rain Man) Барри Левинсона, который, правда, вышел в декабре 1988 года, но не сдавал позиций. “Наёмный убийца” среди них сильно выбивается, переплетая криминал и романтику с наивностью, но делает это так ловко, что заслуживает своё собственное место шедевра.

***

-Какое твоё настоящее имя? Мы больше не увидимся, я хочу вспоминать о тебе с твоим настоящим именем. – Вспоминай меня просто как Микки Маус.

***

Главная песня из фильма: Sally Yeh - Qian Zui Yi Sheng