Две недели писала эту статью, чтобы максимально полно осветить вопрос. 2 года ощущается как большая веха!
Общие параметры: рост около 88 см, вес 13 кг. Гришка не даёт толком себя измерить на приёме у педиатра, поэтому рост очень приблизительно, мы уже смирились, что точного роста еще несколько лет знать не будем ))). А вес по напольным весам Picooc, на которые он изредка сам встаёт, составляет 13 кг. Носит размер одежды 86-92 и обуви 23-24.
Напомню: меня зовут Марина, мне недавно исполнилось 34 года. У нас с мужем Ваней есть сын Гришка двух лет от роду. Мы любим путешествовать, прошлую зиму провели за границей. Сейчас ждём второго сына, осталось чуть меньше 2 недель до ПДР.
Предыдущая статья про развитие Гришки:
Основные новости за эти три месяца
Гришка два месяца отходил на групповые занятия по гимнастике, и часто даже бывало, что он один на один с тренером занимался. Полюбил это дело и показал заметный прогресс, но теперь занятия на паузе минимум до родов малыша, чтобы не принёс каких-либо вирусов.
Отказались полностью от соски-пустышки несколько недель назад. До этого примерно полгода соска оставалась на сон.
К нам приезжали в гости мои родители, отчет о визите тут:
У Гришки в последний месяц начала очень быстро развиваться речь, появились фразы, коммуникация улучшается с каждым днем. Об этом подробнее в данной статье.
Крупная моторика
Ходит, бегает, прыгает на месте и вперёд, залезает на стулья, поднимается и спускается по лестнице без помощи рук. Ловок как Маугли: умеет подтягиваться, крутиться и кувыркаться на кольцах, легко залезает на шведскую стенку, ловко кувыркается вперёд на мате, прыгает на батуте. Пошёл видимо, в дедушку по папиной линии, тот полупрофессионально занимался гимнастикой.
Двигается точно, почти как взрослый: легко обходит препятствия, наклоняется или приседает, когда надо, прекрасно ориентируется в пространстве. Быстро учится управлять предметами на колесах и без (точно двигает стул, куда ему надо), любит поднимать тяжести. Даже не знаю, чему ему ещё предстоит научиться, вроде бы все навыки для активного детства он уже освоил.
Мелкая моторика
В целом всё хорошо, кажется, по возрасту. Умеет есть ложкой, даже получается с супом. Но всё же в большинстве случаев просит, чтобы его кормили. Умеет открывать коробочку с творожком, разрывать упаковку с печеньем. Сам пьёт из разных кружек, без проблем берет кружку со стола, пьёт и аккуратно ставит обратно.
Рисует каляки-маляки, никаких вразумительных линий не получается. С лепкой пока тоже не очень, может чуть-чуть покатать колбаску или шарик и поотщипывать пластилин/тесто. Уже неплохо обращается с наклейками, легко отклеивает, но ещё не очень точно наклеивает их в цель.
Рука у него довольно твёрдая, может, как оказалось, пронести на внушительное расстояние чашку с водой и не разлить. Ловко обращается с игрушечной кухней и приспособлениями для неё.
Речь
Попёрла! Примерно с года и 11 месяцев пошло лавинообразное улучшение речевых навыков.
Каждый день добавляет в актив минимум одно слово. Повторяет все новые слова, которые не слышал раньше. Так, например, от дедушки узнал и выучил слово "кардан".
Появились фразы из 2 слов: "Оттуда печенье!" "Мама атти" (мама открой), "папа туда", "отдам миню" (забери машинку).
Быстро подхватывает всякие речевые забавы. Например, он мне рыком говорит "мама", а я ему так же рыком отвечаю "Гриша", изначально именно он скопировал мою интонацию и рычащий эффект, а теперь сам первый начинает так со мной прикалываться. Часто бубнит что-то во время самостоятельных игр, как будто тренируется произносить звуки на всякой тарабарщине с вкраплением настоящих слов. Стали и новые звуки появляться, например "ш". Научился кричать как индеец 😀
Новые слова (за последние три месяца):
- Огонь
- Отдам (в значении "забери", "убери")
- Дам (в значении "дай:)
- Усы
- Пол
- Башня
- Ляля
- Пу (пусто)
- Мямя (масло)
- Аё (орел)
- Диди (дверь)
- Туи
- Динь-дон (церковь, колокола)
- Топ-топ
- Апо (опора)
- Комма (комната)
- Дип (джип)
- Ромб
- Но (ночь)
- Фи или си (лифт)
- Ага (в значении "да")
- Кофе
- Молния
- Уи-уи (сирена)
- Two
- Хлеб
- Мама не (фраза)
- Папа туда (фраза)
- Туда (в значении двигаться в направлении)
- Дин (дым)
- Мо (мост)
- Мо (мокрый)
- Дё (дождь)
- Кап-кап
- Попа
- Фу (грязное)
- Фуп (суп)
- Ай, айа (авария)
- Иу (самолёт)
- Бу-ти-но (буратино)
- Ди (дырка)
- Панда
- Аню (одну)
- Сон
- Печенье
- Чай
- Чайник
- Тапи (тапки)
- Озон
- Шапа (шапка)
- ГАИ
- Гавам (вигвам)
- Ту (тучи)
- Вава (жираф)
- Апя (опять или опасно)
- Кардан
- Пена
- Ванна, ванну
- Зонт
- Капу (капсула)
- Го (горка)
- Ми-на(Марина)
- Оля-ля (Оля)
- Костя
- Баба Галя
- Ваня
- Баобаб
- Синий и "синий трактор"
- Шапка
- Собака
- Мусор
- Покак
- Нож
- Бровь
- Будить
- Пищит
- Анюта
- Утка
- Гуси
- Газон
- Люк
- Сам
- Снег
- Боди
- Поехали
- Пук (в значении "пуск")
- Газ
- Макака
- Row your boat (строчка из колыбельной) - сама в шоке, вот только что перед сном накануне ДР выдал!
- Акула
В общем, в сумме со всеми ранее освоенными словами, около полутора сотен получается, вероятно даже больше. Наверное, я больше слова записывать не буду, не успеваю 😀
Гришка начал улавливать принципы склонения существительных и образования множественного числа. Когда хочет сказать "машины" говорит вместо "мина" (машина) - "мини". Использует винительный и дательный падежи как хорошо знакомых слов - "папа", "мама", "мина" - так и похожих на них, например, "пена". Ему не говорили словоформу "пену", а он сам так сказал, когда просил подвинуть к нему пену в ванне. То же самое со словом "котя": его он слышал только в такой форме, а потом как выдаст фразу: "Дай котю!" У меня, как лингвистки, освоение ребёнком этих навыков вызывает чистый восторг!
А ещё отрадно, что и самому Гришке говорение доставляет удовольствие. Явно кайфует, когда удаётся повторить точно какое-то новое слово или удачно склеить фразу.
В плане понимания обращённой речи нет никаких проблем, понимает почти 100% того, что ему говорим. Отвечает часто впопад и может даже поддержать малюсенький диалог.
Также начал чаще демонстрировать понимание того, что говорится в мультиках, песнях и сказках. Например, начал сам за мультиком повторять "синий трактор" (очень понятно произносит!) Или, например, когда шёл мультик про цифры, он сам пошёл к своему бизи-домику с цифрами и начал нам все показывать, похоже, что и цифры все он уже знает.
Навыки опрятности
Тут почти ничего нового. Не любит быть грязным, умеет вытирать руки и рот салфеткой. Может снять и надеть шапку, пробует надевать штаны и носки. Опознает мусор и сам его выбрасывает.
С горшком пока по нулям. Максимум, чего удалось от Гришки добиться - чтобы просто сел на него в одежде. Но мы на него не давим, всему своё время. Хотя конечно было бы удобно не покупать подгузники для двоих детей.
Интеллект
Гришка сам научился играть в угадай мелодию. Напевала я однажды песню "В лунном сиянии", пришла она мне в голову, потому что раньше (в масштабе месяцев) включали её Гришке, когда он просил про колокольчики: "динь-динь". И вот когда я эту мелодию мычала про себя, Гришка и говорит: "динь-динь". Я удивилась и давай пробовать загадывать другие известные ему песни. Он тут же уловил смысл этой забавы, отвечал безошибочно. Иногда теперь с ним играем 😉
Хорошо умеет собирать пазлы типа фруктов или животных из 2-3 элементов. Знает фигуры: круг, квадрат, ромб, треугольник, легко справляется с любыми сортерами. Играет в лото с картинками.
Без проблем концентрирует внимание на задаче и любит доводить дело до конца, например, собрать целиком пазл или пирамиду.
Часто проявляет фантазию: всё, что угодно, становится шлагбаумом, машинкой, ракетой или самолётом. Умеет самостоятельно искать и находить креативные решения: например, огорчившись, что на игрушечной кухне нет воды, начал набирать воду в туалете двумя этажами ниже и носить в своей маленькой посудке в раковину кухни. Провел около 5 повторений - мы все в шоке были, как он до этого додумался и как целеустремлённо сам выполнил.
Полюбил чтение по прямому назначению, если можно так выразиться. Вслушивается в историю, понимает её (правильно отвечает на простые вопросы по содержанию), увлекается, а не просто картинки разглядывает. Несколько текстов уже запомнил, например, заканчивает строчки в стихах.
Очень любит прятки (особенно в шкафу), загадки, мелкие шалости, понимает простой ситуативный юмор.
Социальные навыки
Знает всех близких родственников по именам и узнает на фотографиях. Даже произносит имя будущего братика. А своё пока произнести не может, слишком уж непростое сочетание звуков в самом начале. Пару раз говорил: "Ги".
Особого интереса к общению со сверстниками не проявляет. Не боится других детей, но сам на контакт не идёт. Хорошо, что у нас пока нет в планах отдавать его в сад.
К посторонним взрослым относится ровно, кроме врачей, разумеется, их боится. Тренера на занятии обычно слушается, даже если другой тренер на замене. Позволяет тренеру взять его за ручку или помочь при выполнении упражнения. (Правда всегда рядом папа).
Кажется, у Гришки начинает потихоньку появляться эмоциональный интеллект. Он меня гораздо легче отпускает из своей комнаты после укладывания, если я скажу, что устала, у меня болит спина, и я собираюсь отдохнуть в другой комнате. Он сочувственно отвечает "бо-бо" и спокойно лежит в своей кроватке. Так же, если я о чем-то расстраиваюсь (а в последнее время это бывает нередко из-за приближающихся родов), он сам ко мне подходит, ласково смотрит и гладит ручкой.
Любимое
Лего Дупло. Было время, когда с небольшим промежутком купили ему два набора, так он наверное неделю только ими и играл. Конечно, он ещё не полностью понимает смысл, например, полицейского участка, и как его собрать. Но автомойка с горкой - это хит, он её постоянно достраивает, играет со шлагбаумами, горку то убирает, то просит снова собрать. Сам собирает поезд из лего, добавляет прицепы к машинкам.
Ракеты, Луна, звезды и в целом тема космоса. Началось с Луны, потом подтянулись ракеты, потому что там внизу огонь (ракеты Гришка называет именно "огонь"). А полумесяц называет "луна ам", типа откушенная луна 😀 (даже не знаю, кто его этому научил).
Самолёты, машины и поезда - это уже давно, интерес не пропадает.
Книги: "Мойдодыр", "Горшок каши", колыбельные со звуком, "Бездельник светофор".
Вигвам (как Гришка говорит "гавам"), в реальном мире - домик из диванных подушек.
Песни: "Трава у дома", "Baba black sheep", "Five little monkeys", "Буратино".
Что нас беспокоит
Всё чаще возникают странности с пищевым поведением: избирательность, отказ от любимых продуктов и блюд, требование, чтобы его кормили (хотя сам есть умеет). Рацион сузился относительно того, что был полгода назад, например, перестал есть омлет, макароны с мясным соусом. Гришка очень внимательно изучает всю еду, даже знакомую, перед тем, как открыть рот: переберет руками каждую лапшинку супа в ложке. А потом ещё и выплюнуть может. Не ест даже обожаемые блины, если они другого размера, чем обычно. Каждый приём пищи - лотерея. Поэтому пытаемся давать всё, что сами едим (вдруг повезёт, например, иногда ест котлеты определённой марки из домашнего фарша), но также держим наготове баночку рагу гербер или кашу. Фрукты, как правило, ест, свежие овощи- категоричное нет. По совету педиатра, постараемся вести пищевой дневник, и бить тревогу только, если количество продуктов снизится до 10 или около того.
А ещё уже несколько недель страдаем от нездорового интереса Гришки к подмышкам, особенно моим. До этого он долго после завершения ГВ интересовался грудью, теперь уже почти забыл про неё, но почему-то полюбил залезть руками под мышки и там начать щипать, больно! Щипание как таковое он, кстати, уже давно освоил и периодически практиковал на всех, но потом интерес к этому поутих. Мы старались не обращать на это много внимания, чтобы не подкреплять это поведение. Но с подмышками это лютая жесть, больно так, что не проигнорируешь!
И по-прежнему всё плохо с чисткой зубов. Прогресс если и есть, то крошечный. Раньше Гришка просто не давал ему ничего во рту щёткой делать, смыкал губы и сам что-то там возюкал. Теперь же иногда может рот приоткрыть и дать секунд 5 во рту что-то потереть. Но это вообще жалкое подобие чистки, просто протирание щеткой наугад, ни о каких правильных движениях и речи нет. Никакие ухищрения не работают, кроме забалтывания. В общем, надеемся на благоприятную генетику, но морально готовимся к лечению кариеса, если он вполне закономерно возник.
В заключение
Если честно, я сейчас перестала обращать внимание на нормы, что ребёнок "должен" уметь в определённом возрасте, поэтому не могу написать, чего Гришка не умеет. Больше слежу за прогрессом в целом, а он есть, и меня это радует. У меня, к счастью, пока нет каких-то завышенных ожиданий.
Я всегда допускаю, что он знает, понимает и умеет больше, чем мы, взрослые, о нем думаем. Просто мы не успеваем за скоростью его развития, в голову напрямую заглянуть не можем, поэтому обо всех новых знаниях и умениях узнаем постфактум. Поэтому я стараюсь отгонять от себя мысли вида "да он это всё равно не поймёт", "не, ему это не будет интересно", "такого он ещё не умеет". Например, мы таким образом, по моему настоянию, прекрасно сходили в музей космонавтики. Разумеется, он далеко не всё понял (скажите, а многие ли взрослые там всё понимают?), но ему было явно интересно, он узнавал там много объектов, осматривал всё с удовольствием, да ещё и вёл себя примерно.
В общем, Гришка становится довольно интересным человеком, очень люблю его и горжусь его успехами.
#развитиеребёнка #2года #речь