С предыдущей статьи похожего содержания прошло уже 3 месяца, захотелось вот по тем же пунктам пройтись и дополнить, что изменилось за три месяца.
Общие параметры: рост примерно 85 см, вес 12 кг. Размер одежды уже 92, 86 постепенно убираем в кладовку. Размер обуви уже ближе к 22: открытые сандалии 21 уже впритык даже без носка, кроссовки 22.
Из принципиально нового:
Завершение ГВ в 18-19 месяцев, подробнее тут
Переселение Гришки в его отдельную спальню в 20 месяцев, подробнее тут
Крупная моторика
Еще пару месяцев назад смотрела я нормы для двухлетних детей, и по крупной моторике Гришка уже всем критериям для двухлеток удовлетворяет. Умеет прыгать, хорошо ходит по лестнице, бегает, залезает всюду. Да он даже умеет такое, что мне не под силу. Например, подтягиваться и висеть на кольцах, поднимая ноги наверх.
Мелкая моторика
Тут пока не сильно продвинулся. Хотя буквально сегодня почти всю коробочку творожка съел сам ложкой. Всё ещё часто просит себя кормить.
Освоил песочницу, пытается лепить куличики (пока безуспешно), но отлично справляется с задачей копания и погрузки/выгрузки песка из самосвала.
Пару раз попробовали играть с пластилином, пока интереса нет.
Научился наклеивать наклейки.
Рисует пока водой или мелками на доске, но без особого энтузиазма.
Речь
Понимает всё, что мы ему говорим в быту. Выполняет все просьбы, даже в несколько действий. Например, "спустись по лестнице, сядь на ступеньку и жди, когда я тебе надену сандалики".
Активная речь состоит из двух-трех десятков слов (три месяца назад я насчитала 25 слов), приведу здесь новые:
1) дадаум (шлагбаум)
2) оттуда
3) бим (блин)
4) оса
5) атти (открыть или остановить)
6) пять
7) апси (апельсин, стало звучать понятнее)
8) тратар (трактор, стало звучать понятнее)
9) тата (каша)
10) туди (туннель)
11) тиди (следы)
12) бобо (больно)
13) нё (нос)
14) му (муха)
15) ата (это, обычно в значении вопроса "что это?)
16) дом
17) ама (есть, в смысле кушать)
Ну вот в сумме почти 40, хотя я точно что-то забыла посчитать.
Он сейчас повторяет все слова, которые слышит в первый раз. Но обычно 1-2 слога, слова больше 2 слогов только начали появляться.
Фразовой речи ещё нет.
Выучил все жесты для песни "Baby shark", пару раз даже все правильно показал под музыку, жаль, не успела снять.
Навыки опрятности
Гришка полюбил чистоту, возмущается, если у него грязные руки, лицо или тело. Умеет руки отряхивать и мыть.
Интересуется одеванием, пробует надевать штаны или шорты.
Любит всё куда-нибудь складывать: книжки на полку, формочки в ведёрко, игрушки в корзину. А также выбрасывать мусор.
Всё так же любит чистить зубы, но дочищать не даёт, это прям беда. Сильно протестует против того, чтобы кто-то другой что-то делал у него щеткой во рту. Вроде бы с уговорами наметился небольшой прогресс, но пока наша чистка зубов очень далека от идеала 😢
Горшок ещё как следует не начинали.
Интеллект и психика
Игры усложняются. Гришка освоил магнитный планшет, где надо на пустые места в картинке приклеить специальные магниты. А также лото с изображениями животных.
Без труда нанизывает нужные формы на штырёчки в соответствующей игре. Сортеры все очень быстро делает. Начал интересоваться цифрами, просит произнести их названия.
Начал играть в чаепитие с куклой Петей и набором посудки.
Пытаемся обучить его концепции счёта, пока, кажется, не до конца понимает. Но если говорят "посчитай", указывает пальчиком и говорит: "один".
Научился играть в прятки (просит на него не смотреть и отойти, а сам уходит в укромное место), а ещё показывать фокусы с исчезновением (прячет предмет под одеялом или подушкой, а потом смотрит на тебя хитренько).
Полюбил книжки, внимательно слушает рассказ, сам листает страницы, может даже сам иногда "почитать". А в книжке про зайчика, который ищет свой дом, произносит в нужных местах слово "дом". Часто указывает на какие-то объекты на картинках и словом "ата" с вопросительной интонацией просит, чтобы ему объяснили.
Умеет обобщать, например, показывать карточки только с животными, мебелью или едой.
Поведение иногда сбоит, возможно кризис на подходе. Если ему что-то не дать или запретить, начинает истерить (плач, слезы). Но у нас есть простой алгоритм, который нас пока выручает: не уступать, пик истерики переждать, потом объяснить ребёнку, почему нельзя, заверить, что мы его понимаем и постараемся помочь, переключить внимание на позитивные альтернативы или что-то совсем другое. Я только собираюсь углубиться в теорию и лучшие практики, но эта схема пока у нас работает.
Социальные навыки
Гришка не стремится контактировать с другими детьми на площадках. Иногда, если кто-то ему докучает своим интересом, он может даже расстроиться. Но интересуется игрушками других детей, и спокойно относится к соседству в песочнице.
Мы в детский сад не торопимся, поэтому не настаиваем на общении со сверстниками.
Сходили один раз на развивашку, нам не понравилось. Ребёнок ещё не готов выполнять задания в строгом тайминге, в группе, да ещё и на материале счёта, письма и "кто автор Пер Гюнта".
Любимое
Шлагбаумы! В любом виде, хоть в странном японском мультике, где ж/д переезду меряют температуру градусником и колют лекарство. Теперь все в семье называют шлагбаум не иначе как "дадаум".
Поезда! Гришка стал трейнспоттером. Обожает смотреть на настоящие поезда, мультики с поездами, а также играть в деревянную железную дорогу.
Самолёты! Научился показывать самолёт со звуком, ищет самолёт на изображениях, знает его части.
Песня про обезьянок - Five little monkeys. Несколько дней подряд Гришка постояно просил меня спеть и показать всё жестами.
Посидеть в машине на водительском сиденье. Да и вообще обожает ездить на авто в своём креслице. Каждый раз проходя мимо машины огорчается, что не едем на ней.
Вроде бы изменений немного за три месяца, когда проживаешь их день за днем. А если вот так задуматься, и записать, то вроде бы уже прилично набегает. С Гришкой становится всё интереснее.