Найти тему
Я - Продавец!

Категории продаж. Продажи - базовые смыслы. Глава 1.

В широком понятии «сфера продаж» существует три категории.

1. Транзакционная продажа

2. Консультационная продажа

3. Проектная продажа

Транзакционная – та продажа, в которой происходит сухой обмен товара на деньги. Ключевой момент этого процесса – сама ТРАНЗАКЦИЯ.

Это самый примитивный уровень продажи, где продавец играет минимальную – техническую роль в этом процессе.

Например, супермаркет самообслуживания, где покупатель самостоятельно выбирает товары на полке, идет на кассу, и продавец проводит транзакцию на кассовом аппарате, принимая деньги и выбивает чек.

В некоторых случаях это вообще происходит в полной тишине, и продавец с покупателем даже не здоровается…

Продвинутые компании даже такой простой процесс систематизируют, как минимум, в плане воспитания вежливости и приветливости у своих кассиров, иные же снабжают кассира – продавца скриптами, с помощью которых продавец предлагает покупателю воспользоваться акцией, обратить внимание на новинку в ассортименте или докупить какой-то «пирожок». Но эта история больше не о продажах, а о культуре сервиса – она заслуживает отдельного изучения и самостоятельной книги, а учитывая уровень сервиса многих компаний, даже не книги, а целой библиотеки!

Транзакционная продажа – самый низкий и примитивный уровень продажи, где не требуется ни малейшего искусства продавца.

Скорее всего в этом процессе людей скоро не останется и их заменят компьютеризированные машины – оборудование. Это уже происходит! Например, во многих гипермаркетах уже есть кассы самообслуживания.

Мне приходилось взаимодействовать с роботом по продаже мороженного, и, должен сказать, что с ним взаимодействовать было куда приятнее, чем с некоторыми живыми продавцами… )))

Консультационные продажи.

Эта категория заслуживает самого искреннего уважения!

Если, конечно, не работать в ней на уровне транзакции…

В самом названии категории видна суть – консультация.

Например, магазин мебели сегмента выше среднего, бытовая техника, авто бизнес…

Как, в принципе и любые продажи, где не только возможно, но часто просто необходимо консультировать покупателя.

И вот тут продавец и предстает в своем полном функционале.

Он должен обладать знаниями систем продаж, техниками и скриптами, которые исповедует его компания, быть экспертом в знании самой продукции, владеть документооборотом, сопутствующим продаже и, возможно, кассовой техникой.

Эта категория продаж – широкое поле для роста и развития практикующего! На этом этапе возможно отработать практически все навыки квалифицированного продавца и получить массу опыта.

Если относиться к этой практике правильно!

КОНСУЛЬТАЦИЯ КЛИЕНТУ НУЖНА ВСЕГДА!

КОНСУЛЬТАЦИОННУЮ ПРОДАЖУ МОЖНО ВЫРАСТИТЬ В ПРОЕКТНУЮ.

Проектная продажа.

Высший пилотаж реализации продавца – коммерсанта.

Над проектными продажами идет работа порой до года (бывает и дольше).

Несколько раундов переговоров, кругов торгов и тендеров…

Тут продавец должен не только В СОВЕРШЕНСТВЕ владеть стихией коммуникаций, знать досконально и уметь применять несколько техник продаж, жонглировать ими, но и:

- Уметь изучать и анализировать рынок, на котором работает

- Глубоко разбираться в продукте или услуге, которую он продает! На уровне, достаточном для модификации, адаптации под запрос, доработки данной услуги (или товара) – знать производственный цикл.

- Понимать факторы, влияющие на стоимость предложения.

- Разбираться в логистических особенностях предоставления своего предложения.

- Уметь управлять процессом (а в некоторых случаях и людьми).

- Хорошо ориентироваться во внутренней кухне и инфраструктуре своей компании.

- глубоко понимать возможности и недостатки конкурентов

- …..

Да и качества личности и характера продавца тут играют далеко не последнюю роль!

Проектные — это как раз те продажи, к которым необходимо стремиться в бизнесе!

Большие проекты дают большой результат!

Вам необходимо твердо понимать, в какой из категорий продаж Вы работаете.

Нужно четко представлять, обладаете ли Вы нужными квалификациями и характеристиками, чтоб реализовать свои возможности в полную силу.

Что все это необходимо для того, чтобы двигаться дальше!

Оценивая себя в определенном поле деятельности, нужно трезво и честно оценить свои сегодняшние квалификации и поставить задачи на приобретение новых.

Это путь здорового человека в продажах :)

Если Вы, находясь в поле возможностей, реализуйте свой потенциал «спустя рукава» – зачем тогда все? Зачем Вы здесь? «Плохо» там и без Вас справятся. Надо делать не просто хорошо, а действовать в постоянном стремлении к совершенству!