Найти тему
Мнемотехника

Мнемотехника: виды и применение в географии

Оглавление

Некоторым людям удается с легкостью запоминать неизвестные слова с абстрактным значением. Но для ряда людей, это вызывает трудность. Информация, которую люди зубрят не закрепляется и пропадает из памяти спустя несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием. Это и позволяют сделать мнемотехники. Мнемотехника состоит из специальных приёмов и способов, которые облегчают запоминание нужной информации. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание, как бы увеличивая объем памяти. Задача мнемотехники - связать запоминаемое понятие с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.

Мнемотехника - совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. То есть, мнемоника превращает цифры и буквы в яркие образы, которые буквально врезаются в нашу память». К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти. Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше.

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

Мнемотехника» и «мнемоника» — это техника запоминания. Данные слова происходят от греческого «mnemonikon» — искусство запоминания. Принято считать, что Пифагор Самосский был прародителем данных терминов, в 6 век до н.э. Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины — матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.

Мнемотехника помогает развивать:

· ассоциативное мышление;

· зрительную и слуховую память;

· зрительное и слуховое внимание;

· воображение.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

· кодирование элементов информации в зрительные образы;

· собственно, сам процесс запоминания;

· запоминание последовательности информации;

· закрепление информации в мозге.

Основные методы мнемотехники:

  1. · Преобразование
  2. Связывания
  3. Усиления

Преобразование-представляет собой превращение сложной для восприятия информации в удобную для эффективного воспроизведения, используются следующие приёмы:

  • Рифмизации - подбор слова, созвучного с запоминаемой информационной единицей и ассоциативно связанного с ней. Пример: неказистый киприот, в Никосии он живет.(Кипр – Никосией)
  • Общепринятая аналогия - поиск общеизвестных атрибутов и фактов, свойственных запоминаемым информационным единицам.Пример: Миллионы китайцев Пекине живут, утку грызут и капусту жуют.(Китай – Пекин)

СВЯЗЫВАНИЕ-представляет собой объединение информационных единиц, где формирование связей происходит благодаря созданию между ними ассоциаций. В данном методе можно использовать следующие приемы:

  • Последовательные ассоциации - создание последовательных ассоциативных связей между информационными единицами, имеющими четкий определенный порядок.Пример: Конго (Республика Конго)-Браззавиль
  • Сюжет - составление по информационным единицам связанного рассказа.Пример: в Нигерии Пульхерия полна высокомерия. Абуджу посетила и вирус подхватила.( В данном примере демонстрируется история в стихотворной форме, название страны и ее столицы.)

УСИЛЕНИЕ-вспомогательный метод повышения эффективности восприятия, сохранения и воспроизведения созданных ассоциативных связей и образов, сформированных в предыдущих методах.

  • Небылица - создание образов и событий, которых на самом деле быть не может, в целях усиления запоминания информации.Пример: Камбоджа (Королевство Камбоджа) – Пномпень. В КАМБОдже КАМенный БОг создал ПЕНЬ. Давайте же ПНёМ ПЕНЬ
  • Комик - данный прием назван так в силу создания смешных и забавных образов или сюжетов для усиления запоминания информации.Пример: Зимбабве (Республика Зимбабве) – Хараре; сезон ХАРАкири в самом разгаРЕ

Данные методы показывают, как можно самостоятельно придумывать варианты для запоминания той или иной информации. Но не стоит забывать об уже давно известных приемах. Такими примерами может служит следующие варианты:

  • · АИСТ – данная аббревиатура помогает запомнить название 4 мировых океанов: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Тихий.
  • · Начальные буквы слова «ОВАЛ» кодирую 4 самые крупные реки России: Обь, Волга, Амур, Лена.
  • Стихотворение: Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный позволяет запомнить порядок планет Солнечной системы – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
  • Страны «большой семерки» Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония, можно запомнить следующим образом: Каждому Старшекласснику Владеющему Фантазией География И так Ясна.

СОВЕТЫ ПО РАБОТЕ С МНЕМОТЕХНИКОЙ:

  1. Правильно выбрать метод, максимально удобный для себя;
  2. Активно использовать и применять мнемотехнику в жизни;
  3. Правильно выбрать принципа подбора образов к опорным пунктам и понимание того, какая связь между образами для вас наиболее эффективна;
  4. Спокойная обстановка при запоминании; Повторение.

В заключение хотелось бы сказать, что мнемотехника это удобный метод запоминания не только для детей, но и для взрослых. Если правильно ей пользоваться она будет очень полезна для вас.

Спасибо за внимание!