Годы молодые. СССР, 1959. Режиссер Алексей Мишурин. Сценарист Анатолий Шайкевич. Актеры: Светлана Живанкова, Валерий Рудой, Валентин Кулик, Александр Хвыля, Елена Машкара, Николай Яковченко, Андрей Сова, Георгий Склянский, Дая Смирнова и др. 36,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Мишурин (1912–1982) поставил всего девять фильмов, но четыре из них – музыкальная комедия «Годы молодые», комедия в стиле чулюкинских «Неподдающихся» и «Девчат» – «Королева бензоколонки», музыкальная мелодрама «Звезда балета» и «политическая» мелодрама «Спасите наши души» вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Несмотря на огромный успех музкомедии «Годы молодые», она была встречена советскими кинокритиками в штыки.
К примеру, кинокритик Георгий Капралов (1921–2010) в своей статье в «Советском экране» писал: «Сейчас, когда советский народ ведет развернутый штурм высот коммунизма, когда вопросы эстетического воспитания трудящихся приобрели государственное значение, особенно нетерпимо, что некоторые кинофильмы — произведения самого массового из искусств — носят на себе печать дурного вкуса художников, их создавших. Такие картины, как «Годы молодые», «Черноморочка», «Повесть о молодоженах», «Спасите наши души», «Любовью надо дорожить», «Весенние грозы» выдают дешевую побрякушку за эстетический идеал, формируют у части зрителей ложные представления о прекрасном. … В фильме «Годы молодые» душевная красота человека, искусство, труд артиста представлены как на дешевой картинке — пестро, душещипательно, а в целом бездумно и бессодержательно. …
Если б не молодая, не лишенная обаяния актриса, мелодичная музыка и живые танцы,— нищета содержания фильма была бы очевидна с первого взгляда. Сейчас же она прикрыта пестрым нарядом, который и вводит в заблуждение некоторых зрителей. …
Содержание же картин «Годы молодые» и «Весенние грозы» не имеет жизненной емкости, лишено правды, какого–либо поэтического обобщения. Оно не поднимается над уровнем вульгарных анекдотических случаев, к тому же изложенных безвкусно и претенциозно. Ничего, кроме раздражения и сожаления о напрасно потраченном времени, просмотр этих фильмов не вызывает у человека с развитым художественным вкусом. В нашем киноискусстве, на которое возложена высокая миссия — помочь формированию человека будущего, в киноискусстве, выдающиеся достижения которого признаны всем прогрессивным миром, не должно быть места пошлости и дурному вкусу» (Капралов, 1960: 6–7).
Телевидение «Годы молодые» не очень жалует, и, казалось бы, фильм должен быть полностью забыт зрителями, однако они даже сегодня, в XXI веке, продолжают о нем писать.
И что удивительно – отрицательных отзывов практически нет, одни восторженные – как будто именно «Годы молодые», а не что–то и иное – главный фильм советской кинематографии за все 70 с лишним лет его существования:
«Фильм – одно восхищение сюжетом, великолепной игрой актёров, музыкой. Очень добрый и славный фильм. Светлана Живанкова играет на «отлично»: какая богатая мимика, лёгкость в танцах, добрая красивая, просто красавица действительно – солнечный лучик Советского кинематографа» (Владимир).
«Фильм просто чудесный. Чистые, открытые, светлые лица, искренние эмоции. То, чего так не хватает сейчас в нашей жизни, в наших отношениях. Очень хочется, что бы люди, посмотрев его, вновь вернулись к взаимопониманию, уважению, любви!» (Алекс).
«Замечательный фильм, добрый, светлый, радостный, а потому и любимый. А песня о матери – это шедевр!» (А. Павлович).
«Этот фильм – из тех, которые никогда не надоедают, и к которым не устаёшь возвращаться» (К. Моррис).
«Очень хорошая атмосфера в фильме. Прекрасные музыка, танцы, песни. А главная героиня – просто красавица» (С. Цыганков).
«Удивительный, неповторимый фильм. Даже, если тебе грустно, картина поднимает настроение, на минуту забываешь о несуразностях жизни. … Заглавная песня фильма: "Рушник" – навсегда остаётся сердце...» (Снегурка).
«Обожаю этот фильм, … прекрасная песня про рушник! Не могу слушать без слёз. Как жаль, что не снимают больше таких фильмов – не умеют, нет талантов!» (В. Просянкин).
«Я лучше фильма в жизни не видела» (А. Зимняя).
А ведь когда–то этот фильм был нещадно обруган в монографии киноведа Ивана Корниенко (1910–1975) «Киноискусство советской Украины» (Корниенко, 1975: 183–184)
Так, может быть, зря Иван Корниенко (1910–1975) так невзлюбил эту ленту?
Киновед Александр Федоров
Девушка без адреса. СССР, 1958. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценарист Леонид Ленч. Актеры: Светлана Карпинская, Николай Рыбников, Эраст Гарин, Василий Топорков, Юрий Белов, Зоя Фёдорова, Сергей Филиппов, Рина Зелёная и др. 36,5 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 14 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая его телехитов – «Ирония судьбы» и «О бедном гусаре замолвите слово»).
В год премьеры советская кинопресса отнеслась у комедии «Девушка без адреса» довольно тепло, хотя рецензент журнала «Искусство кино» и отметил, что в картине «концы с концами не сходятся в финале потому, что сценарист не выстроил сюжета, в котором замечательные черты характера главной героини смогли бы проявиться действенно, во всей полноте. Взамен автор переключил действие на традиционные лирические линии. Заложенный в образе героини положительный заряд огромной мощности остался неизрасходованным» (Кремлев, 1958: 49).
Уже в XXI веке кинокритик Татьяна Алешичева писала, что в «Девушке без адреса» «Рязанову удалось избежать «проклятия второго фильма» после первого бешеного успеха: «Девушка» сконструирована из беспроигрышных ингредиентов и в итоге заняла второе место по сборам в прокате в 1958 году (первое занял «Тихий Дон»). Во–первых, там есть русский Габен — Николай Рыбников на пике славы — после «Весны на Заречной улице» и до «Девчат». Кстати, «Девушка» во многом обусловила само появление «Девчат», показав, что романтическому герою Рыбникова очень идет комедия, да и героиня Надежды Румянцевой будто срисована с рязановской. Во–вторых, фильм Рязанова — это фактически ремейк успешной довоенной картины «Девушка с характером» (1939) — хотя в применении к советскому кино практически не используется этот термин. … рязановский ремейк практически убирает из истории идеологическую подкладку, которая в довоенном фильме была на первом месте. … Во главу угла Рязанов ставит частную жизнь. И более того, если присмотреться, тут красной нитью проходит совершенно чуждая советской идеологии тема судьбы, фактически рока, который связывает персонажей, — а так, знаете ли, и до мистики недалеко! … Вот поэтому Рязанов стал нашим Фрэнком Капрой и Билли Уайлдером: в его фильмах, при всей сатире и насмешках над советским чиновником и несовершенством людей вообще, все равно главное — теплота частной жизни и вот эта самая вера в судьбу — в то, что ты не болтаешься по этой жизни непристроенный, а следуешь своему единственному пути» (Алешичева, 2015).
Так уж получилось, что моя мама была классной руководительницей и учительницей русского языка и литературы в классе, где училась будущая исполнительница главной роли в комедии «Девушка без адреса» – Светлана Карпинская (1937–2017). Света училась очень хорошо (успевала также посещать драмкружок) и по совету моей мамы успешно поступила в 1954 году на филологический факультет Ленинградского государственного университета. И я уверен, она стала бы блестящим преподавателем русского языка и литературы, если бы не попала в кино…
Зрители и сегодня любят «Девушку без адреса» блестящего комедиографа Эльдара Рязанова, снова и снова пересматривая эту ленту:
«Отличный фильм, очень трогательный, пересматривал его много раз с удовольствием и волнением» (Леонид).
«А для меня этот фильм не просто комедия, а именно лирическая комедия (кажется, таков жанр фильма). Такой он светлый, добрый, уютный. А какие чудесные песни! Каждый раз как будто заново пересматриваю фильм, и никогда он мне не надоест» (А. Алексеева).
«Комедия отличная. Сцена Филиппов–Фёдорова ("Масик хочет водочки!") – бессмертная, классика, настоящий золотой фонд отечественного кино. Этот фильм всегда, независимо от того, в который раз его смотришь, поднимает настроение на 100 %» (Илья).
«Этот фильм не имел такого шумного успеха, как "Карнавальная ночь", и критика его тоже не жаловала, но я его люблю. Жаль, что талантливая и обаятельная Светлана Карпинская потом почти не снималась в кино, помню ее еще только в "Сладкой женщине". И музыка там хорошая, и Рыбников еще такой молодой и обаятельный, и Сергей Филиппов в роли "Масика" великолепен» (Б. Нежданов).
«Фильм чудесный – от самых первых кадров и до финала. Очень качественная лирическая комедия. Дуэт Рыбникова и Карпинской мне запомнился с детства. А вот вторые роли в исполнении Федоровой, Филиппова я оценила уже, когда стала взрослой» (Людмила).
«Получился … лёгкий, … душевный фильм. Песенка в нём простая и запоминающаяся, наверное, потому что люди были добрее, хотя жить и трудней было, но на хлеб всегда можно было заработать честным трудом и девушку встретить открытую с чистой душой» (Камо).
Киновед Александр Федоров