Трактористы. СССР, 1939. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Евгений Помещиков. Актеры: Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев, Степан Каюков, Пётр Алейников и др. 37,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Иван Пырьев (1901–1968) поставил 18 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Богатая невеста», «Партийный билет», «Трактористы», «Любимая девушка», «Свинарка и пастух», «Секретарь райкома», «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Идиот», «Белые ночи», «Наш общий друг», «Свет далекой звезды», «Братья Карамазовы») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.
Отношение советской кинокритики к «Трактористам» менялось в зависимости от политического курса.
При Сталине фильм хвалили за народность и патриотизм. Так в газете «Правда» 1939 года подчеркивалось, что эта «комедия эта показывает обыкновенных советских людей, показывает жизненные, а не глупышкинские положения и раскрывает перед зрителем по-настоящему интересное содержание. В ней нет назойливой нравоучительности, она совсем не педантична, но она исходит из жизни, а не из искусственных надуманных положений, рассчитанных на то, чтобы вынудить у зрителя реакцию смеха. «Трактористы» — смешная картина, но смешна она по-хорошему, без того трюкачества, которое до сих пор многим кажется необходимой принадлежностью кинокомедии ... В комедии есть не только две хорошие роли, превосходно исполненные, но есть и настоящие характеры. … Все это пестрое движение придает оживленность действию и приводит ко многим комическим положениям, удачно использованным» (Анисимов, 1939).
Вместе с тем даже в год премьеры фильма он оценивался в советской прессе и более критично: «Сюжет неплох для комедии, хоть и не блещет новизной. Сценарист Помещиков разработал этот сюжет тщательно и уверенно: много ярких ролей, меткие диалоги, превосходная стремительность действия. Однако в чисто комедийном плане Помещиков не использовал и десятой доли тех возможностей, которые давал ему сюжет мнимого жениха. Робость и нерешительность охватывают сценариста каждый раз, когда дело доходит до таких основных элементов кинокомедии, как потешный трюк, смешные «кви про кво», всевозможные комические путаницы, столкновения, приключения. Постановщику фильма режиссеру Пырьеву частенько приходится поэтому развлекать зрителя дивертисментом с пением и плясками вместо того, чтобы пользоваться комедийными возможностями основного сюжета» (Габрилович, 1939).
В 1960–х кинокритики отмечали, что в этой комедии «бесконфликтность и чисто внешняя обрисовка характеров героев компенсировалась неподдельным оптимизмом, общей жизнерадостной атмосферой фильма» (Грошев и др., 1969: 270).
Киновед Евгений Марголит убежден, что «кинематографическим истоком… картин «Богатая невеста» и «Трактористы» (1939), стали довженковские фильмы, но в первую очередь «Гармонь» Савченко… Избрав временем действа уборку урожая, Пырьев точно нашел основу для своего сюжета — любовное соперничество героя и героини, превратив чисто обрядовый поединок мужской и женской партий, осыпающих друг друга ритуальными насмешками, в трудовое соперничество мужской и женской бригад. Условное любовное недоразумение между героями стало на твердую фольклорную основу. Яркая декоративность, умелое сочетание монтажа и музыки сделали его фильм действительно выразительным кинозрелищем» (Марголит, 2004).
Как верно отметил кинокритик Евгений Нефедов, «в «перестройку» творчество режиссёра подверглось нападкам и беспардонному осмеянию, однако в большинстве случаев это свидетельствовало, скорее, об ограниченности кругозора самих киноведов и публицистов. Ещё большой вопрос, кто был дальше от подлинной жизни: Иван Александрович или, скажем, его коллеги с «фабрики грёз» (Нефедов, 2017).
Более того, Евгений Нефедов подчеркивает, что лично у него «возникают самые неожиданные ассоциации, свидетельствующие, что фильм если и не прямо повлиял на мировой кинопроцесс, то, по меньшей мере – предвосхитил массу находок и открытий. Допустим, Харитоша, распевающий беззаботную песню, проделывая головокружительные трюки на велосипеде, запросто заткнёт за пояс французского – куда менее аккуратного! – почтальона Франсуа в исполнении Жака Тати. А на фоне бригадира Марьяны, лихо разъезжающей на мотоцикле, заокеанские байкеры, все эти «дикари» и «беспечные ездоки» выглядят, прямо скажем, бледновато. Трактора (по сути, те же танки, только приспособленные к решению мирных, созидательных задач) воспринимались свидетельством мощи СССР, достигнутой за годы индустриализации и коллективизации. Но, конечно, главным секретом первого социалистического государства были люди, огромный энтузиазм которых отнюдь не являлся мифом агитпропа. … Сеанс завершаешь с чувством гордости за наших соотечественников, славно, с выполнением и перевыполнением нормы, трудившихся, душевно отдыхавших и веселившихся (прозвучавшие песни заслуженно получили самостоятельную жизнь), не выказывавших и намёка на трусость перед лицом грядущих испытаний. Вот с кого надо брать пример!» (Нефедов, 2017).
Мнения зрителей XXI века о «Трактористах» довольно разнообразны:
«Да ну, их всех критиков и цензоров! Фильм – классика нашего кино. Смотрим? Да, и с удовольствием, ну что еще надо, а кому не нравится, да ради Бога их мнение... Пусть утопия, пусть приукрашено, но по–другому в то время нельзя было снимать» (С. Войтюк).
«Любимейший фильм, с самого раннего детства. Конечно же, благодаря завораживающему обаянию Николая Крючкова и Петра Алейникова. Сцена прихода Клима в бригаду – просто шедевр! " Здравствуй, милая моя, я тебя дождался!", – протяжно поет и плавно приплясывает Алейников, и тут же резкая смена ритма: "Эх ты, разве так пляшут!", – залихватски кричит Крючков и пускается в бешеную и задорную пляску". Вот милая моя, а ты и растерялся!", – завершает он, и тут же становится всеобщим кумиром. Могу пересматривать это до бесконечности! А как хорош Каюков с его шутливой присказкой "Забодай тебя комар"! Как прекрасна Ладынина, которая тогда находилась в расцвете своей красоты и таланта! А как органично смотрится молодой Борис Андреев в роли простого рабочего парня, просто воплощение настоящего русского характера, немного безалаберного, но не злобного, и умеющего работать, как следует, если возьмется, и дружить, и родину защитить, если придется. А песни из этого фильма много десятилетий были на слуху и исполнялись не одним поколением. Это тоже говорит о многом. Мне лично, они не кажутся ни излишне пафосными, ни нарочито агитационными. Они, конечно, звали людей на подвиг, но так искренне, как это могло быть только в то нелегкое время. Думаю, что все создатели фильма были искренни в своей любви к родине и патриотизме» (Юлия).
«Фильмы "Трактористы", "Светлый путь", "Большая семья", "Высота", "Весна на Заречной улице" и многие другие фильмы показывали нам труд страны "Советов". Герои трудились радостно вместе со своими коллективами и каждый в отдельности с верой в свое светлое будущее. Я даже не сомневаюсь, что скажут: – "Всё это пропаганда..." Возможно... Но у народа (не у всех) была вера в свои труд и нужность своей стране, была радость и гордость за успехи. Кто предложит пару–тройку современных российских фильмов воспевающих труд современного россиянина? (С. Горбунков).
«А я чего–то перерос подобные фильмы. Как бы 31–летняя невестушка не первой свежести, "забодай тебя комар" и т.д.» (Сережа).
Киновед Александр Федоров
Укротительница тигров. СССР, 1955. Режиссеры Надежда Кошеверова и Александр Ивановский. Сценаристы Климентий Минц, Евгений Помещиков. Актеры: Людмила Касаткина, Павел Кадочников, Леонид Быков, Павел Суханов, Константин Сорокин, Гликерия Богданова–Чеснокова, Нина Ургант, Татьяна Пельтцер, Сергей Филиппов и др. 36,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Надежда Кошеверова (1902–1990) поставила 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Аринка», «Весна в Москве», «Золушка», «Каин XVIII», «Медовый месяц», «Осторожно, бабушка!», «Сегодня – новый аттракцион», «Укротительница тигров», «Шофёр поневоле») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Александр Ивановский (1881–1968) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых (Музыкальная история», «Антон Иванович сердится» и «Сильва», «Укротительница тигров») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В дуэте Надежда Кошеверова и Александр Ивановский поставили очень удачную цирковую комедию «Укротительница тигров», которая до сих пор идет на телеэкранах.
Советская кинокритика встретила «Укротительницу тигров» вполне позитивно.
Кинокритик Ростислав Юренев (1912–2002) писал, что «кинокомедия «Укротительница тигров» построена на цирковом материале. Но это подлинная кинематографическая комедия. Она представляется мне образцом того, как кинематограф должен творчески использовать материал смежных искусств. Кинодраматурги К. Минц и Е. Помещиков и режиссеры А. Ивановский и Н. Кошеверова уверенно построили кинематографическое действие, в котором цирк является лишь средой, материалом. Они не задавались целью запечатлеть эффектные цирковые номера, скрепив их подобием сюжета или, вернее, кинематографическим конферансом. Их интересовали люди, работающие в цирке, раскрытие их характеров. … Свойственными кинематографической комедии средствами фильм «Укротительница тигров» воспевает мужество, сильную и чистую любовь, чувство долга и осуждает обывательскую ограниченность, грубость, расхлябанность. Динамичность сюжетных ситуаций, остроумный, живой диалог дали актерам хорошие возможности. В первую очередь нужно отметить успех молодой, впервые снимавшейся в кино актрисы Л. Касаткиной. Ее Лена Воронцова — простая девушка, очаровательная своей юностью и непосредственностью, своей преданностью делу, своей искренностью и серьезностью в любви. Искорки веселого озорства, сверкающие в глазах актрисы, ее заразительный смех, естественная грация, ее девичье лукавство быстро покорили зрителя. Популярный артист П. Кадочников столкнулся с некоторым несоответствием своих физических данных с исполняемой ролью. По сценарию мотогонщик Ермолаев проще, грубее, моложе. Впрочем, мастерство и отличная спортивная подготовка помогли Кадочникову, и его Ермолаев в общем получился достаточно убедительным. Хорошо сыграл С. Филиппов дрессировщика Алмазова — глупого зарвавшегося нахала. Смешное и лирическое соединил К. Сорокин в образе бухгалтера–энтузиаста. Удачно дебютировал молодой артист Л. Быков в роли неудачливого поклонника Лены Пети Мокина.
Любопытно, что цирковые номера в фильме нисколько не проиграли, а выиграли. Произошло это потому, что интерес к аттракциону зритель соединил с интересом к герою, исполняющему этот аттракцион. … Успех «Укротительницы тигров» во многом объясняется еще и тем, что авторы смело использовали методы эксцентриады, трюка, пародии, почти забытые в период «малокартинья» и даже заподозренные в формализме» (Юренев, 1964).
С. Кудрявцев также отнесся к комедии Н. Кошеверовой и А. Ивановского вполне благосклонно, обратив внимание читателей на то, что «исходный сюжетный посыл сценария вполне советский – скромная девушка, служительница в цирке, становится отважной укротительницей тигров и добивается любви циркового мотогонщика. "Богатая невеста" – "Далёкая невеста" – и можно сказать, "Невеста цирка" (вместо буржуазно–опереточной "Принцессы цирка"): такова типология "сказаний о земле Сибирской", к которым причастен сценарист с такой непролетарской фамилией Евгений Помещиков. … лента заняла второе место по итогам проката (1955 года – А.Ф.), опередив такие романтические произведения, как "Овод" с Олегом Стриженовым и "Фанфан–Тюльпан" с Жераром Филипом» (Кудрявцев, 2007).
Да и зрители XXI века «Укротительницей тигров» довольны:
«Очень–очень люблю этот фильм. Кадочников очень красив. Семья бухгалтера – великолепное трио! … И просто удивительно – какие добрые лица у людей в этом фильме. Старые советские киноленты, такие, как эта, обладают волшебным свойством – и видел уже сто раз, и помнишь все наизусть, а смотришь опять и опять со счастливой улыбкой на лице» (М. Оленева).
«У нас цирковая семья и мы обожаем этот фильм. Восхищает каждый кадр. Любовь сыграна актерами с большим чувством. Нравится фраза Пети Мокина – «У меня любовь — дна не достанешь». Каждый герой здесь очень незаурядный и необыкновенный. Даже зазнавшийся дрессировщик Алмазов – «это касса, успех». Кадочников и Касаткина – блестящая пара. С удовольствием смотрю фильм каждый раз» (Лена П.).
«Фильм «Укротительница тигров» понравился – интересный, веселый, забавный. Людмила Касаткина, Леонид Быков, Павел Кадочников, Нина Ургант и другие актеры прекрасны. Понравились животные, тигры. … Отдельное большое спасибо Маргарите Назаровой» (Валера).
Киновед Александр Федоров