К сожалению, мы не всегда живём в согласии с окружающими нас людьми – сказывается разница во взглядах, мировоззрении и отношении к жизни. И, сами того не замечая, мы уже конфликтуем с кем-то. Благо, когда подобные ситуации заканчиваются мирно, но иногда даже незначительный на первый взгляд конфликт делает людей настоящими врагами.
Как в подобных обстоятельствах должен поступать верующий человек? Церковь учит нас возносить молитвы за своих недругов. Но почему мы должны молиться о тех, кто нам неприятен? И что могут изменить подобные молитвы?
Подлинное покаяние заключается в исправлении и сотворении добрых дел. Без благодеяний наша вера не может быть живой. Однако же настоящее благодеяние – это не только подача милостыни, но и молитвы о врагах – то есть о тех, кто обидел нас или причинил зло. Подобные молитвы также считаются милостыней.
И, надо сказать, ничего странного в этом нет. Ведь люди, обидевшие нас, загрязняют собственную душу грехом, а наши молитвы побуждают Господа быть к ним милостивым, даровать им прощение. Вот, к примеру, человек подумал о Вас дурно – и это то же самое, как если бы он, нарядившись в чистую праздничную одежду, стал выбивать половики или чистить печные трубы.
Его наряд обязательно покроется пылью и нечистотами. А пыль от прегрешений – это не просто пыль: очиститься от неё очень нелегко. Если Ваш обидчик забудет о покаянии, то это греховная пыль так на нём и останется. По той же причине и нам не следует думать о других плохо.
Исповедуясь, обязательно покайтесь Небесному Отцу в греховных помыслах с сердечным сокрушением, а ещё лучше, согрешив, не дожидаться Таинства - тут же поцелуйте свой нательный крест и исповедуйтесь перед ним.
Когда на нас клевещут, мы чувствуем себя так, как будто нас облили грязью: нелегко после такого вернуть себя доброе имя, однако же Вашему обидчику куда хуже – ему гораздо сложнее будет покаяться так, чтобы полностью очиститься от греха осуждения.
Потому-то такие люди и нуждаются в наших молитвах, и молиться о них мы должны с искренностью - они, в данном случае, являются благодетелями нашего Спасения.
Для искупления своих грехов им необходимо будет пролить немало слёз, и, впоследствии, от всего сердца покаяться, хотя бы мысленно прося прощения у тех, кого они обидели – иначе грех клеветы не искупить.
Но если мы сами не можем справиться с чувством обиды, значит, считаем, что оскорбление было нанесено нам незаслуженно, что с нами обошлись несправедливо. Это говорит о том, что в нас нет истинного смирения, к которому должен стремиться каждый христианин.
Смиренные люди понимают, что всё, происходящее с ними, творится по воле Божьей, и, уподобляясь мудрому разбойнику, говорят себе: «…достойное по прегрешениям нашим приемлем».
Когда мы осознаём, что всё происходящее – это не людской произвол, но попущения Господни, тогда и мир в сердцах наших ничто может потревожить, и любые обиды перестанут задевать и причинять нам боль.
Обиду никак нельзя назвать созидательным чувством. Она отталкивает людей друг от друга, усиливая горечь и мучения в душах тех, кто носит обиды в себе. Обиженному человеку становится очень легко сбиться с истинного пути – мы ведь не можем ожидать прощения собственных грехов Господом, если сами не умеем даровать прощение своим духовным «должникам», обидевшим нас.
Вспомним об одном случае, описанном в Предании: некоего Старца посетил один монах и пожаловался на то, что никак не может даровать прощение своему брату, совершившему какой-то неблаговидный поступок. Тогда Старец предупредил монаха о том, чтобы отныне он в своих молитвах к Богу опускал просьбы о прощении.
Иными словами, только примирившись с ближними мы можем обращаться к Небесному Отцу, ожидая от Него помощи и поддержки. Об этом же говорится и в Евангелии:
Не стремясь к прощению недругов, не следует подавать и записок в Церкви о поминовении или даже ставить свечи. Да и исповедь таких людей не может не быть лицемерной и обманчивой. Возможно, понимание подобных вещей заставит кого-нибудь всерьёз задуматься и дарует силы для борьбы с этим пагубным, отравляющим душу чувством.
Но как именно следует молиться за обидчиков? Отлично подойдёт следующая короткая молитва:
«Спаси и помилуй, Боже, раба твоего (имя), и его Святой молитвой Спаси и меня, грешного».
Безусловно, далеко не всегда наши обидчики являются христианами – как же, в таком случае, мы можем рассчитывать на их молитвы? Рассчитывать не стоит – молитесь сами. Наши молитвы о Спасении кого бы то ни было, какую бы веру они не исповедовали, всегда полезны и Богоугодны. Такая молитва обязательно пойдёт на пользу и нам, и тем, о ком мы молимся.
Самое главное – понуждать себя молиться с сердечностью и расположением. Да, поначалу подобная молитва будет звучать сухо и неестественно, да и даваться она будет нелегко, однако же этот момент следует перетерпеть – вот увидите, вскоре Вам станет легче.
Кроме того, избавиться от обид поможет осознание того, что любой суд – это, прежде всего, прерогатива Господа, о чём Он и упоминает в Писании:
«…Мне - отмщение, Я воздам».
Но не толкнут ли нас молитвы о тех, кто ненавидит нас, на лишние искушения?
Ответ на этот вопрос даёт Иерей Евгений Мурзин:
«…Небесный Отец заповедовал нам возносить молитвы о тех, кто обижает нас. Мы должны с любовью и внимание относиться к своим недругам, ибо именно этому учит нас Спаситель.
Вспомните о Его словах, произнесённых во время Нагорной проповеди:
При этом ни об одном особом искушении, которое должно претерпеть при этом, Спаситель не упоминает. Искушение – то есть испытание, — это молитва за собственного недруга.
Ведь чтобы вознести подобную молитву с искренностью и благожелательностью к врагу, необходимо совершить огромное усилие над самим собой в духовном плане».
Читайте еще: