Возводить башни сваны стали примерно VII-X вв., но неизвестно, с чем это было связано. Сооружения имеют форму конуса, основание глубиной до 10 м под землю и стены толщиной 1-1,5 м. Сторожевые, стоявшие на окраинах поселений, имели окна, обращенные в ту сторону, откуда мог прийти враг.
Как только мужчина женился и становился главой своей семьи, то недалеко от дома строил башню, оставляя ее в наследство младшему сыну. Чем выше сооружение, тем богаче был ее владелец. В таких башнях окошки делали маленькими и только с южной стороны, для света и вентиляции. Иногда —бойницы под крышей, чтобы стрелять во врага. Вход обычно располагался на уровне второго этажа, изредка делали проход сразу из дома или под землей.
В мирное время в постройках хранили сено, продуктовые запасы, пережидали сильные морозы и укрывались от лавин. Во время междоусобных войн (других там и не было) или кровной вражды прятались. В случае победы башни, как символ силы рода, враги разрушали до основания.
Большая часть башен находится в частной собственности, но все они, а также дома в Ушгули внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Семья может пользоваться башней по своему усмотрению, но не может продавать или переделывать без согласования с организацией. В некоторые из них можно забраться, что мы и сделали в Местии, или переночевать. Как по мне, спать в таком сооружении — сомнительное удовольствие.
Самое большое количество башен находится в Вольной Сванетии, но и в Княжеской их понемногу восстанавливают. Чтобы сильнее окунуться в историческую атмосферу, на третий день нашего тура мы поехали в самое высокогорное поселение Верхней Сванетии — Ушгули. По пути остановились в общине Кала у двух интересных достопримечательностей, которые тоже покажу. Фотографий много, так что листайте галереи.
Башня любви
Жила-была девушка, влюбленная в женатого парня. Однажды с ним случилось несчастье — упал в реку во время охоты. Его молодая супруга не пережила горя и тоже бросилась в ледяную воду, где оба превратились в форелей. Девушка не могла забыть своего любимого и каждый день приходила кормить рыб. Ее отца тронули чувства дочери, и он решил не выдавать девушку замуж, а построить башню, чтобы она могла жить рядом с любимым.
Лагурка — духовное сердце Сванетии
В Сванетии есть святые, которых нет в других регионах Грузии, например, Квирикий и его мать Эвлита, первые христиане. Местный правитель потребовал, чтобы Эвлита отреклась от своей веры, но та отказалась. Тогда царь забрал к себе ее 3-летнего сына, но малыш скучал по матери и постоянно плакал. Правитель разозлился и убил мальчика, сбросив его с трона, а его мать Эвлиту велел обезглавить.
В честь этих мучеников в начале IV в. в общине и построили церковь Лагурку, которая считается самой важной во всей Сванетии. В XI в. ее расписал известный сванский художник Тевдоре. Клятвы, приносимые здесь, считаются нерушимыми. Храм открывают дважды в год, на Пасху и Квирикобу. Попасть туда в другие дни практически невозможно, т. к. решение об открытии храма должны принять хранители всех 12 ключей.
Квирикобу отмечают 28 июля. После службы в жертву приносят белую овцу, молятся за здоровье детей и родных. Еще проводят соревнования между мужчинами. Во дворе стоит очень тяжелый серебряный колокол с профилем Николая I. Его нужно приподнять и, раскачивая из стороны в сторону, заставить звенеть. Также силачи должны не только поднять огромный камень, но и его перекинуть через голову.
Ушгули
Два самых высокогорных поселения в Грузии и Европе, где живут круглогодично, это Джута в трех часах езды от Тбилиси и Ушгули в восточной части Сванетии. Ушгули всегда был самым отдаленным поселением, и добраться до него было непросто, особенно зимой. Даже сейчас оно бывает по несколько дней отрезано от остального мира в ожидании расчистки дороги.
Община Ушгули состоит из четырех сел: Жибиани, Чажаши, Муркмели и Чвибиани, ее центром. Села довольно маленькие, без резко выраженных границ. Так что незаметно для себя мы прогулялись по трем из них.
Сначала поднялись к нижнему Чажашскому замку, который когда-то состоял из нескольких башен с храмом и стеной. Оттуда открывались невероятные виды на соседние села. Верхний Чажашский замок находится на другой горе и намного выше. Говорят, там была резиденция царицы Тамар.
Башни здесь отличаются от тех, что мы видели в Местии — без известняка на стенах, с другим покрытием на крышах и из черного камня.
На противоположной горе раньше было две каменоломни, где добывали материал для строительства домов и башен. Камни не спускали вниз, а складывали неподалеку, а весной их приносили лавины.
Поселения выглядят обычными. Люди занимаются своими делами, сушат белье и заготавливают дрова. Но ожидать радушия и чрезмерного гостеприимства от сванов не стоит. Даже если удастся попасть на семейный обед, хозяева просто накроют на стол и уйдут. Не будет никаких разговоров по душам и интересных историй.
Множество зданий разрушено и неизвестно, как скоро их восстановят. Но ходить по таким улочкам очень интересно.
В частном доме XVI в. находится небольшой этнографический музей. На зиму многие экспонаты могли увезти на хранение в Местию, так что мы решили сходить в Национальный музей и увидеть все там. На выставку местного художника очень хотелось попасть, но она была закрыта, о причине догадались позже. На последнем фото — реклама фильма «Дэдэ», о котором я рассказывала в публикации про сванские традиции. Его режиссер и актеры родом из Ушгули, снимали тоже тут.
За селом Жибиани находится Ламария — самый высоко расположенный храм во всей Сванетии и один из немногих, куда могут попасть туристы. Ламария, бывшая богиней плодородия, после принятия сванами христианства трансформировалась в Богородицу. Но в Сванетии используют первоначальное имя.
В восточной Грузии сердцем духовенства считают храм Светицховели в Мцхете, а центром епархии — Цминда Самеба в Тбилиси. В Сванетии эти роли отведены Лагурке в Кале и Ламарии в Ушгули.
Во дворе этого храма в XVI в. разыгралась настоящая драма. 7 поколений князей Дадешкелиани пытались захватить Ушгули, чтобы обложить его данью. Ушгульцам это надоело, и они решили пойти на хитрость, пригласив Пута Дадешкелиани на переговоры. Чтобы убедить князя в чистоте своих намерений, согласились отдать в заложники по одному сыну из каждой семьи.
Тем временем все мужчины сточили со своих пуль понемногу свинцовой стружки, вылили из нее одну и зарядили в ружье. Его повесили во дворе храма, привязав к курку веревку. Когда тамада подал сигнал: «Принесите красного вина», все ушгульцы потянули веревку и выстрелили в князя. Вот такие эти сваны. Не пожалели своих сыновей и убили гостя во дворе храма, лишь бы не потерять свою независимость.
Во дворе стоит огромный котел, где на праздники варят жертвенных животных. Здесь же находится действующий мужской монастырь, так что женщинам пришлось покрыть головы и надеть юбки.
Внутри сохранились фрески, датируемые XII в. Красиво...
Сванские иконы отличаются от других. Святых изображали с тремя кудряшками на лбу и массивными подбородками.
После прогулки зашли пообедать в кафе «Кошки». Меню довольно простое, обстановка внутри из дерева, даже такой трон есть.
Погода была чудесной, так что мы сели на улице и вскоре поняли, почему не работала выставка. Оказывается, в храме, мимо которого мы проходили с утра, был какой-то праздник. Мужчина во дворе уже начал подготовку и отказался пустить нас внутрь.
Пока ждали заказ и обедали, наблюдали за интересным служением. Мужчина, видимо глава общины, сначала освятил огнем дверь закрытого храма. Потом стал читать молитвы, освящать мясо и, видимо, хлеб, не разглядели издалека. Вдоль стены храма был накрыт длинный стол. Во всем этом участвовали преимущественно мужчины, но была и парочка женщин. Спрашивать, что это, было бессмысленно. Наш водитель был из Местии, а ушгульцы все равно ничего бы не сказали.
Вот такой интересной выдалась наша поездка в самую высокогорную и знаменитую общину Сванетии Ушгули.
А вы бы хотели там побывать?