Многие давно поняли, что образование и здравоохранение перешли в сферу оказания услуг. Услуга должна быть оказана качественно, в срок и по определенным стандартам. В противном случае, заказчик имеет право наказывать недобросовестного исполнителя и требовать улучшения качества ‘обслуживания’.
Интересно, если я оказываю услугу, то в мои обязанности входит ТОЛЬКО то, что прописано в должностной инструкции и трудовом договоре.
В случае, когда заказчик требует выполнения дополнительных действий - он что должен? Правильно. Оплачивать допуслуги.
Так вот. Как рассчитать ‘дополнительные услуги’ в таких профессиях, как учитель и врач, например? В тех сферах, которые требуют эмоциональной отдачи, переживаний и душевного отношения к людям, с которыми ты работаешь. Ведь, судя по должностной инструкции, та самая ‘любовь к детям’ не входит в обязанности педагога! В трудовом договоре таких слов тоже не найдёте.
В свете данной информации, мне становится не понятно, почему некоторые родители (да и руководство) требуют от представителей этих профессий больше, чем определено государством? Больше, чем государство оплачивает? Ведь, ещё раз, все обязанности чётко прописаны!
Если требуют больше (душевного отношения и т.д.), значит, это всё же не просто услуга?.. Не просто "профессия"?
Значит, всё-таки, призвание?
Здесь возникает противоречие. Отношение к этим людям, как к тем, кто оказывает УСЛУГУ, а требования такие, как будь то у них ПРИЗВАНИЕ, и они "обязаны" по умолчанию: любить; терпеть хамство; объяснить; отнестись с пониманием; уделять своё нерабочее время; быть на связи круглые сутки; а ещё, желательно, забыть о своей личной жизни.
Но! Ведь и общество тогда должно относиться "особенным" образом? Должно быть уважение? Должны прислушиваться? Должны быть меры поддержки и защиты? Нет, всего этого Вы не найдёте... возможно, увидите в некоторых случаях, в качестве исключения.
Согласна, в систему порой попадают странные представители. Я сама забрала сына из школы, в которой свой, особый, подход к ученикам и сигналам родителей о беспределе. Но это, скорее, исключение.
Уверена, в вашем окружении тоже есть мамочка, которая с кирпичным лицом доказывает, что "учитель должен/обязан её дитятке", пишет жалобы в департамент по глупым поводам; или человек, который при любом удобном случае "я иду к главврачу, меня не так обслужили, врач не улыбался"... Имею ввиду требования, доведенные до абсурда.
Как бы ни старались обезличить профессию педагога, врача, возвести её в ранг УСЛУГИ, мы должны понимать, что люди идут в эти профессии не просто так, не денег заработать. Изначально они хотят сделать этот мир чуточку лучше. Просто в большинстве случаев, все чаяния разбиваются о действительность, в которой их первоначальный, гуманный порыв, был сведён на нет требованиями, отчётами, грубостью, нарушением границ и откровенным хамством.
Далеко не все, уж поверьте, учились не один год, просто так, ради диплома!
Хочется, чтоб общество это понимало и (хоть немножко) поменяло своё отношение к людям, которые "просто оказывают услуги" в образовании и здравоохранении.