Осознанность никогда не практикуется как изолированная добродетель и не сводится только к тому, чтобы практикующий был осведомлен. Два ключевых качества сопутствуют осознанности – мудрость и усилие. На языке пали эти качества могут именоваться по-разному в зависимости от контекста и цели высказывания.
В практике Сатипаттхана они называются «sampajanna» (обычно переводится как «ясное понимание») и «atapi» («рвение»). В сутте «Сатипаттхана» (MN10) Будда говорит, что, распознав (с помощью sampajanna) «жадность и алчность к миру» как неблагие факторы ума и приложив усилия (atapi) для отказа от них, практикующий может эффективно созерцать тело, чувства, разум и объекты ума.
В других источниках эти взаимосвязанные факторы называются «правильным взглядом» и «правильным усилием». В сутте «Махачаттарисака» (MN117) правильная осознанность определяется в терминах Восьмеричного пути: правильный взгляд и неправильный взгляд, правильное намерение и неправильное намерение и т.д. Правильные усилия объясняются как те, что направлены на отказ от восьми неправильных факторов и развитие восьми правильных факторов. Что касается правильной осознанности, то она определяется как практика «мысленного отказа от восьми неправильных факторов» и «мысленного вхождения в восемь правильных факторов и пребывания в них».
Аджан Джаясаро
02.09.23
ПРАВИЛЬНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ
30 октября 202330 окт 2023
16
1 мин