Русский художник Василий Кандинский был сторонником абстракции в изобразительном искусстве как средства доступа к сфере эмоций и духовного, и развил эти взгляды в своей влиятельной книге 1910 года О духовном в искусстве. Он рассматривал музыку как вершину такого абстрактного выражения и создал несколько картин, а также экспериментальные “сценические композиции”, вдохновленные музыкальными композициями. Он однажды заявил: “звучание цветов настолько определенное, что было бы трудно найти кого-либо, кто передал бы ярко-желтый цвет басовыми нотами или темно-озерный - высокими”. Он оставил карьеру профессора права после того, как испытал особенно сильное хромоэстетическое переживание во время представления "Лоэнгрина" Вагнера в Большом театре в Москве. Он сказал об этом опыте: “Я увидел все свои краски в духе, перед своими глазами. передо мной рисовались дикие, почти безумные линии ”. Он продолжил изучать живопись в Мюнхене и посвятил остаток своей жизни созданию произведений искусства.
Кандинский полностью отверг фигуративное представление в своих работах, отдав предпочтение формам, линиям и диссонирующим цветовым сочетаниям (которые он рассматривал как визуальный аналог атональной музыки). "Противоположные аккорды" (1924) - отличный пример этого, с его асимметричной композицией и использованием диссонирующих цветовых сочетаний, а также с использованием смелых, резко очерченных форм, которые, кажется, “сталкиваются” или находятся в конфликте друг с другом. Любой, кто знаком с нотной грамотой, заметит сходство между этим изображением и музыкальной партитурой к произведению атональной джазовой музыки. Как утверждает нейрохирург Камилла де Лаурентис, произведение искусства “вызывает противоположности и особенно контрастирующие мелодии”. Она объясняет, что “по мнению художника, произведение искусства должно выражать равновесие напряжений, чтобы произвести желаемый эффект или ‘максимальное звучание’ через противопоставление элементов. Прежде всего, контраст заключается в двух кругах, одном слева и одном справа. Во-вторых, зрители могут воспринимать оппозицию, глядя на желтый и синий цвета в верхнем круге, которые, в свою очередь, контрастируют с зигзагообразной линией внизу. ” Название картины также усиливает эту идею диссонанса.
Картон, масло - Центр Помпиду, Париж, Франция