Ни для кого не секрет, что дороги Черногории очень трудны в плане вождения, особенно для неподготовленного водителя. Я уже писала в моих рассказах про каньон реки Морача, путешествие по которому временами становится похожим на смертельную схватку со стихией.
Но сейчас я хочу рассказать вам ещё об одной, куда более сложной трассе, которая называется "Старая дорога Котор-Ловчен" или "Серпантин-М".
Ещё 150 лет назад не существовало никакой дороги, которая бы соединяла приморский город Котор с городом Цетине, расположенном в горах: люди были вынуждены передвигаться пешком или верхом на лошади, что в конце XIX века стало уже несовременно и довольно неудобно.
В 1878 году правитель Черногории князь Ньегош решил исправить ситуацию и для этого пригласил к себе во дворец молодого талантливого инженера Йосипа Славе-Шиловича из Трогира, поручив ему построить дорогу для транспорта из города Котор в Цетине.
Во время аудиенции во дворце князя инженер Шилович увидел его молодую жену, княгиню Милену, и с первого взгляда без памяти в неё влюбился.
Не смея никому признаться в своих чувствах, Йосип решил увековечить первую букву имени своей возлюбленной в своём величайшем творении - в маршруте дороги, которую ему предстояло построить. Если смотреть на дорогу сверху, то она представляет собой повторяющуюся букву "М" в честь княгини Милены.
Так появился живописный путь, проходящий через горы, который включает в себя 26 крутых поворотов с потрясающими видами на Боко-Которский залив Адриатического моря. Эти панорамные виды с высоты 1700 метров - такие же красивые, какой была Милена, жена князя Ньегоша...
Сегодня эту дорогу, ведущую в национальный парк Ловчен, называют "Серпантин-М", и каждый раз, проезжая по ней, водители ощущают характер гордой черногорской красавицы, который был так хорошо передан инженером в построенной им трассе.
Автомобилям крайне сложно разъехаться на этой узкой дороге. Мы в полной мере ощутили это на себе, когда встретились с большим грузовиком на одном из поворотов. Грузовик ехал ближе к скале, а мы - ближе к пропасти. В такой ситуации грузовик должен был максимально притереться к скале, свернув правое зеркало, а мы - аккуратно проползти по краю обрыва на высоте около 1500 метров с практически висящими над пропастью правыми колёсами...
Тем не менее, красота, открывшаяся перед нами, стоила всех этих рисков и волнений:
А вы бы рискнули проехать по "Серпантину-М" ради того, чтобы сфотографироваться на фоне такой панорамы?
*********
Если Вам понравился рассказ, и Вы хотите узнать больше про опасные дороги Черногории, то можете прочитать ещё одну статью, которая называется Путь в Черногорию: смертельная схватка со стихией