Найти в Дзене
Рыжая Соня

Путь в Черногорию: смертельная схватка со стихией. Часть 1.

Предстоящее путешествие в Черногорию не казалось мне чем-то необычным: я уже с полсотни раз преодолевала на машине 500 км от Белграда до Будвы в любое время года и при любой погоде, и всё всегда было отлично. Дорогу я знала как свои пять пальцев: заправки, кафе и рестораны, отели - в общем, всё то, что необходимо знать путешественнику, который пользуется всегда одним и тем же маршрутом.

Моя подруга Вика из Москвы захотела приехать ко мне в Белград в начале февраля 2012 года для того, чтобы вместе погулять по Старому городу Будвы в то время, когда нет наплыва туристов, да и просто прокатиться по шикарным горным дорогам Сербии и Черногории и пофотографировать потрясающие виды, которые открываются с Ибарской магистрали на горы и ущелья.

В то время я уже вновь вернулась к своей специальности аналитика фондового рынка, устроившись на удалёнку в московскую инвесткомпанию ИФК "Солид", и могла работать из любой точки мира, где есть Интернет. Таким образом, мне даже не было смысла брать отпуск на время нашей поездки. Я планировала успеть всё: и отдохнуть, и поработать.

Наскоро покидав вещи в чемодан и забросив его в багажник машины, взяв с собой ноутбук и мою собаку, я поехала в аэропорт Никола Тесла, чтобы встретить Вику. Прямо из аэропорта мы с ней собирались отправиться навстречу новым приключениям в горы.

...День был пасмурный, шёл мелкий снежок. Мы с Викой выезжали с парковки аэропорта, и тут, как назло, водитель джипа, ехавший навстречу, не вписался в поворот из-за небольшого гололёда, и его занесло в нашу сторону. Скорость была небольшая, но это не помешало ему разбить мне левую фару, помять левое крыло и повредить тормозную систему. При этом на самом джипе не было ни царапинки.

Конечно же, мы сразу же вызвали полицию, и водителя джипа тут же признали виновным в ДТП. Его страховая компания была обязана починить мой автомобиль за счёт страхового покрытия. Но что же делать с нашей поездкой?

Как я уже писала ранее, на Балканах я стала очень суеверной, и это глупейшее ДТП на выезде с парковки показалось мне знаком судьбы, что нам не стоит ехать в горы на этот раз, а имеет смысл придумать что-то другое на время отпуска моей подруги.

Я осторожно поделилась своими предположениями с Викой.

- Соня, ну, какие ещё знаки судьбы? - возмутилась Вика, - Неужели ты веришь во всякую ерунду? Просто из-за этого неумёхи, который и водить-то толком не научился, мы остались без машины, и теперь никуда вообще поехать не сможем!

- Ну, почему же не сможем? - сказала я, - Мы возьмём машину напрокат!

Мы припарковали мою машину на платном охраняемом паркинге, после чего я отправилась к моему знакомому владельцу агентства по аренде автомобилей, у которого был офис в аэропорту Никола Тесла.

Через полчаса мы уже мчались по Ибарской магистрали на юг на новеньком белом Шевроле Авео с белградскими номерами.

Машина, которую мы арендовали в аэропорту Белграда
Машина, которую мы арендовали в аэропорту Белграда

Тем не менее, у меня было смутное ощущение того, что эта поездка будет кардинально отличаться от всех моих предыдущих поездок в Черногорию.

...На следующий день после выезда из Белграда мы подъехали к Златибору - горнолыжному курорту, расположенному в Западной Сербии.

Мы не планировали кататься на лыжах, а просто хотели погулять и полюбоваться заснеженными елями под ярко голубым небом. Но сначала надо было заправить машину, поскольку бензина уже оставалось совсем мало.

Златибор
Златибор

На заправке "Лукойл" недалеко от поворота на Златибор было многолюдно, поэтому пришлось немного постоять в очереди. Вика была поглощена разглядыванием в своём фотоаппарате сделанных ею фотографий, а я от нечего делать смотрела по сторонам, ожидая, когда нас всё-таки заправят.

К заправке лихо подруливали машины с сербскими, черногорскими и боснийскими номерами. Из приоткрытых окон автомобилей неслась весёлая сербская музыка, а из-под колёс летел снег. На багажниках многих машин были привязаны лыжи. Всюду чувствовалась атмосфера праздника и отдыха.

Наблюдая за машинами, я заметила, что почти все они имели какие-то странные украшения на колёсах, сделанные из разноцветных цепочек. На фоне ослепительно белого снега под ярким солнцем это выглядело очень красиво.

Наконец, подошла моя очередь заправляться. Высокий молодой серб спросил меня, что мне заливать: бензин или дизель. У него был очень красивый местный акцент, свойственный боснийцам и жителям Западной Сербии.

- Девяносто пятый, пожалуйста! Полный бак, - улыбнулась я ему, выходя из машины.

Парень улыбнулся в ответ и кивнул, приготовившись заправлять мой автомобиль.

Я уже собралась идти в здание заправки, чтобы оплатить бензин, но любопытство взяло вверх.

- Послушайте, - обернулась я к заправщику, - А Вы не подскажете, что это за украшения такие интересные на колесах автомобилей? Вот на той машине, например, и на этой - тоже!

Парень посмотрел на меня с недоумением. Потом его взгляд скользнул по номерам моей машины.

-А-а, Белград... Тогда все понятно, - сказал он уже безо всякого удивления, - Это - не украшения, госпожа. Это - цепи на колёса. Тут у нас в горах все их используют, когда в ближайшее время ожидается какой-то треш с погодой.

Я взглянула на безоблачное небо и яркое солнце.

- Треш с погодой? - повторила я.

- Сегодня вечером обещали сильный снегопад, - продолжал парень, - С цепями можно ехать по глубокому снегу, а без них Вы даже с места сдвинуться не сможете, если начнётся снежная буря. И я бы настоятельно рекомендовал Вам купить цепи и поставить их прямо сейчас, потому что через пару часов уже начнёт темнеть, а возиться с установкой цепей в темноте не очень удобно.

Вот так выглядят цепи на колёса
Вот так выглядят цепи на колёса

Я ни на секунду не поверила в то, что в такой прекрасный солнечный денёк может внезапно пойти сильный снег, и решила, что, видимо, на заправке "Лукойла" сегодня собрались какие-то крупные перестраховщики.

Но мне очень захотелось такие же красивые цепочки на колеса, и поэтому мы зашли в магазин на АЗС, где с помощью нашего заправщика выбрали подходящие цепи (они все разные и зависят от размера резины). Затем молодой серб объяснил мне, как их ставить и снимать. Надо сказать, что процесс этот - непростой, и требует определённой сноровки.

Нагулявшись на Златиборе, мы сели в машину и поехали в сторону черногорской границы. Уже начинало темнеть, но погода была по-прежнему замечательная. Мы с Викой весело болтали и строили планы на завтрашний день, а набегавшаяся по снегу Белла мирно спала на заднем сидении автомобиля.

- Вика, а ты не против, если мы остановимся на часик в Новой Вароши? - спросила я, - Дело в том, что мне нужно написать свой ежедневный обзор по фондовому рынку и отправить его начальнику на мейл, а в Новой Вароши есть заправка, где хороший Интернет.

- Конечно, давай остановимся! - согласилась Вика, - Мне тоже надо посмотреть, что я там наснимала, и перекинуть фотки на ноутбук. А заодно и в соцсетях размещу что-нибудь.

Уже через четверть часа мы сидели в небольшой кафешке на заправке в Новой Вароши. Собаку мы оставили в машине, поскольку было достаточно тепло, и за час салон вряд ли бы сильно остыл.

Я углубилась в новостную ленту, выискивая наиболее интересные темы для своего вечернего обзора по российским акциям, смотрела котировки и пересчитывала справедливые цены покупки тех или иных ценных бумаг.

Основными темами дня было укрепление рубля по отношению к доллару и евро (до 29,97 руб. за доллар), а также предстоящая оферта на выкуп акций ВТБ у частных инвесторов по цене почти в 2 раза выше рынка. Остальные новости тоже были очень благоприятными для российских акций и промышленного сектора, поэтому писать обо всём этом было сплошным удовольствием.

Вика занялась своими фотографиями.

Так прошло около часа.

Наконец, мой ежедневный обзор был написан и отправлен начальству, и я предложила Вике продолжить наше путешествие. Вика была увлечена чтением восхищенных комментариев к её фотографиям от друзей в соцсетях, и мне понадобилось минут 10, чтобы оторвать её от этого увлекательного занятия.

Мы вышли на улицу и застыли в изумлении.

Вокруг валил снег... Он был настолько густой, что на расстоянии вытянутой руки уже почти ничего не было видно. Казалось, что весь окружающий мир погрузился в какую-то вязкую белую массу.

Буквально за один час, который мы провели на заправке, нашу машину засыпало снегом по самые фары, поэтому мне пришлось доставать лопату и откапывать автомобиль. Пока я этим занималась, на заправке включились громкоговорители и мужской голос начал объявлять:

"Внимание! Внимание! Дорога на Белград перекрыта! Проезд по Ибарской магистрали возможен только в сторону Подгорицы!"

Эта фраза повторялась многократно.

- Что там такое говорят? - поинтересовалась Вика.

- Говорят, что теперь мы не сможем вернуться в Белград, даже если очень сильно захотим, - ответила я, - Дорога перекрыта. Видимо, из-за того, что тот глубокий перевал, через который мы полтора часа назад проехали, снегом завалило...

Возникла мысль переночевать в какой-нибудь гостинице в Новой Вароши, но оказалось, что все отели забиты битком, а искать ночлег в частном секторе в горной местности в такую погоду да ещё и на ночь глядя, рискуя застрять в огромных сугробах и вообще заночевать в машине, мне представлялось гораздо более рискованным занятием, чем ехать по широкой трассе, связывающей два соседних государства.

- Ладно, поехали в Черногорию! Там переночуем, - сказала я Вике, - Всё равно нет никакого смысла здесь оставаться.

И мы сели в машину.

Выезжаем из Новой Вароши в сторону границы с Черногорией
Выезжаем из Новой Вароши в сторону границы с Черногорией

Уже через несколько минут наш Шевроле выехал на белое полотно Ибарской магистрали и окунулся в снежное безмолвие. Я мысленно поблагодарила серба из Златибора за его настоятельные рекомендации поставить цепи на колёса: без них я бы действительно не смогла даже выехать на трассу с занесенной снегом заправки, не говоря уж о том, чтобы ехать куда-то через снежные завалы, которые сильный ветер сметал с окрестных гор и бросал на проезжую часть.

Фары с трудом пробивали темноту ночи, а снегоочистители еле-еле справлялись с налипшим на них снегом. Кое-где встречались небольшие населённые пункты, безлюдные и как будто погруженные в глубокий сон. И лишь брошенные по обочинам дорог автомобили, занесённые снегом по самую крышу и превратившиеся в огромные сугробы, напоминали о том, что ещё недавно в этих маленьких городках и деревушках кипела жизнь...

Нам предстоял путь 190 км через горные хребты и ущелья до Подгорицы, вот в эту жуткую погоду. И обратный путь в Белград был отрезан.

Продолжение истории здесь