Психиатрия сегодня развивается семимильными шагами, но некоторые темы в ней вечны. В России к числу таким тем-нетленок мы с грустью относим лечение ментальных расстройств тералидженом. Что не так с этим препаратом и причем здесь собаки? Отвечает врач-психиатр «Эмпатии» Анна Мельникова.
Тералиджен (алимемазин) часто назначают пациентам врачи старой закалки, которых прогрессивное психиатрическое сообщество в шутку окрестило «советопитеками». Возможно, они руководствуются принципом «старый друг лучше новых двух», ведь тералиджен (ранее - валлерган) был синтезирован одним из первых вместе с антипсихотиком аминазином в далеких 1950-х, когда ментальные расстройства еще лечили лоботомией. Но нужен ли нам такой «динозавр» в XXI веке?
Алимемазин - это производное фенотиазина, первоначально заявленное как антигистаминное средство (блокатор H1-рецепторов), то есть прямое его назначение - облегчать кожный зуд. Немного позже были выявлены и другие эффекты алимемазина - способность блокировать D2-рецепторы (дофаминовые), холинорецепторы и альфа-адренорецепторы, что потенциально могло расширить его терапевтический профиль. Алимемазин стал использоваться, именуясь так называемым малым нейролептиком, в основном на просторах СССР.
Однако в итоге препарат не показал никакой заявленной психотропной эффективности: нет ни одного РКИ о применении тералиджена при нарушениях сна, депрессиях, тревожных расстройствах и т.д. (есть разве что данные о некоторой эффективности алимемазина в качестве средства премедикации).
Более того, уважаемое всеми доказательными врачами FDA (Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США) не рекомендует алимемазин для применения у людей - это действующее вещество можно использовать от зуда у собак в комбинированном препарате и больше нигде. Ни в одной клинической рекомендации по психиатрии алимемазина нет!
Несмотря на это, на просторах нашей Родины тералиджен не только активно производится, но и хорошо продается. По крайней мере 50 лет «собачье лекарство» назначается направо и налево неврологами и психиатрами, в том числе детям (инструкция разрешает принимать тералиджен с 3 лет). Показания к применению в инструкции поражают своей обширностью - это практически все психические расстройства, от деменции до шизофрении. И это, повторим, при отсутствии серьезной доказательной базы!
Страшно? А ведь это еще не все ужасы! Принимая лекарство-пустышку, можно ощутить ряд вполне реальных побочных эффектов. Например, сонливость. Многие последователи «авторского подхода» к лечению назначают тералиджен в дневное время, то есть ставят пациента перед риском проспать весь день. В качестве оправдания такого назначения может прозвучать что-то вроде: «Пусть организм отдохнет и восстановится». На самом деле, такой себе отдых, если человеку после приема таблетки нужно идти учиться или работать.
Сонливость - это не единственная побочка тералиджена. В скорбный список также входят головная боль, запоры, задержка мочи, падение давления... Не исключен и злокачественный нейролептический синдром - угрожающее жизни состояние, которое сопровождается лихорадкой, прогрессирующей мышечной ригидностью, делирием и другими серьезными симптомами.
Вывод очевиден: специалисты, руководствующиеся принципами доказательной медицины, тералиджен не используют и искренне желают, чтобы он наконец стал историческим артефактом.
А на вашем пути встречались врачи, которые назначают тералиджен?