В журнале «Крылья Родины» №6 за 1984 год была опубликована статья «Бауманский Комсомолец», И-12 (АНТ-23)» инженера-конструктора И. Галиева об опытном истребителе АНТ-23. В статье подробно было рассказано об оригинальной схеме и конструкции самолета. Без внимания не осталась и история испытаний самолета. Статья интересная тем, что автор указал и все просчеты, которые допустили создатели столь необычного самолета. Предоставляю слово автору:
«Бауманский Комсомолец», И-12 (АНТ-23)»
Самолеты одного назначения, например истребители, созданные одновременно разными конструкторскими коллективами, порой так походят друг на друга, что различить их в полете трудно даже авиационному специалисту. Такое сходство объясняется совпадением предъявляемых к ним тактико-технических требований, которые исходят из достигнутого в этот период уровня развития авиационной науки и техники. Но иногда появляется эдакий «гадкий утенок», всем своим видом и существом ломающий привычные представления о летающих двойниках.
Самолеты оригинальных схем – это результат поиска их авторами новых возможностей получить наивысшие летно-тактические характеристики, которые невозможны при использовании обычной компоновки. Благородное стремление внести свой вклад в усиление советской авиации лежало в основе предложения группы сотрудников конструкторского бюро А.Н. Туполева создать истребитель с самым мощным в мире бортовым вооружением. Вместо обычных в начале тридцатых годов пулеметов винтовочного калибра решили оснастить самолет двумя 76-миллеметровыми динамо-реактивными пушками АПК-4.
Проектирование и постройку истребителя возглавил молодой инженер В.Н. Чернышов. После обсуждения принципиальной схемы конструкторы решили разместить безоткатные орудия на крыле самолета с разносом в 3,7 м. Их специфическую особенность – выход газов из казенной части назад – использовать так, чтобы она сыграла свою роль в общей компоновку машины. На казенники пушек одели длинные отводные трубы, которые остроумно ввели в силовую схему самолета как несущие балки для хвостового оперения. Но пушки пушками, а боевая эффективность любого истребителя состоит из комплекса качеств. Она немыслима без высокой скорости, хорошей маневренности. Соответственно потребовалось силовая установка значительно более мощная, чем ее имели истребители обычной схемы того времени. По расчетам нужен мотор мощностью в 800-900 л.с., а таких в 1931 году, когда разрабатывался самолет, еще не было. Нашли выход – оснастить двумя двигателями по 420 л.с., установить их в тандем по системе, которую с улыбкой называли «тяни-толкай», то есть с тянущими толкающим винтами. Двигатели разместили в торцах короткого фюзеляжа.
Для придания безопасного клиренса заднему винту диаметром 2,9 м необычным пришлось делать и шасси самолета, с высокими пирамидными «ногами», одетыми в огромные пневматики. На концах трубчатых балок снизу закрепили два высоких костыля с резиновой (как и у основных стоек) амортизацией. Сами балки-газоотводы были сделаны из стальных водопроводных труб, обточенных снаружи до диаметра 170 мм, а внутри расточенных до толщины стенок 3, 2 и 1 мм. В трех отдельных частях, последовательно (от крыла к хвосту) они свинчивались на мелкой резьбе.
Истребитель, получивший вначале обозначение И-12 (АНТ-23), – цельнометаллический моноплан. Крыло двухлонжеронное, неразъемное. Кусочногладкая обшивка с наружными Л-образными рифтами, вытянутыми по потоку и разбитыми шагом 150 мм по размаху, придавала ему необходимую жесткость, позволившую уменьшить число нервюр и поставить их редким шагом – 1,5 м (из расчета одного шага между нервюрами на десять гладких пролетов обшивки). Это был как бы промежуточный вариант конструкции обшивки между гофрированный и гладкой. Лонжероны и нервюры крыла – ферменные из дюралевых труб. Конструкция хвостового оперения аналогична крылу.
В создании машины активно участвовала молодежь конструкторского бюро и опытного завода. Перед началом летных испытаний весной 1932 года ему дали собственное наименование – «Бауманский Комсомолец». Проверял самолет в воздухе летчик-испытатель Иван Фролович Козлов. Несмотря на необычность схемы и конструкции, И-12 вел себя в воздухе нормально, показав хорошую для начала 30-х годов скорость – 300 км/ч у земли и 280 км/ч на высоте 5000 м.
Для перспективного самолета этого было маловато. Надежда его создателей, что два мотора «Юпитер» вместе разовьют мощность до 1000 л.с., не оправдалась. КПД заднего винта оказался низким. Неубираемое шасси, ребристое крыло и оперение, большой взлетный вес «съедали» не один десяток километров скорости. Ко всему этому размещение двигателя в задней части фюзеляжа практически не позволяло летчику покинуть самолет, выбросившись с парашютом. Он обязательно попал бы под задний винт даже при выключенном моторе. Не учли молодые конструкторы и важного психологического элемента. При выбранной ими схеме и компоновке истребителя летчик сразу попадал в весьма, мягко говоря, неуютную обстановку. Его кабина размещалась между передним и задним моторами, как бы между двух огней. За спиной находился бензобак, а справа и слева два огнедышащих орудия. Ни колпака, ни фонаря кабина не имела.
Хотя надежд на доводку И-12 до серийного производства почти не было, И.Ф. Козлов продолжал его испытания в воздухе. Но при проверке оружия 19 мая 1932 года произошло совсем непредвиденное. После того, как летчик нажал гашетку левого орудия, в его стволе произошел взрыв снаряда. Трубчатая балка, не рассчитанная на такой случай, разорвалась на половину диаметра у самого корня. Мобилизуя весь свой опыт и мастерство, И.Ф. Козлов все же посадил изуродованный самолет на аэродром. Левая балка от вибрации лопнула, едва колеса коснулись земли. За посадку поврежденного опытного самолета И.Ф. Козлов был награжден орденом Красной Звезды.
Разорвавшаяся пушка была доставлена специалистам. Причина взрыва была найдена и устранена. Больше таких случаев с пушками АПК-4, опробованными на других истребителях, не было. Однако достраивать второй опытный экземпляр И-12 (АНТ-23бис), оснащенный уже системой отстрела заднего винта при возникновении в полете необходимости покинуть самолет, было признано нецелесообразным.
© И. Галиев, инженер-конструктор
Источники:
И. Галиев – «Бауманский Комсомолец», И-12 (АНТ-23), журнал «Крылья Родины» №6 за 1984 год