Найти в Дзене
K2B

Инвесторы в России: страшилки и сказки

Оглавление

Предупреждаю: эта статья — не для слабонервных. Потому что в ней мы обсуждаем страшилки и выдумки, связанные с теми, кто готов вложиться в ваш бизнес. Смотрим на них глазами профайлера и составляем портреты серийных российских… инвесторов. Тру-крайм в бизнесе — как вам?

Собирательный портрет инвестора

Инвестор — это человек, группа людей, компания или фонд, которые готовы вкладывать деньги, но не готовы заниматься бизнесом или развитием новых направлений. Может быть, им не хватает вдохновения или идеи, чтобы создать что-то инновационное. Поэтому ему нужны вы: те, кто будет создавать и управлять. А он — получать прибыль.

Так какие бывают инвесторы? Начнём с самого страшного…

Инвестор-фантазёр

Обычно такой инвестор рассказывает сказки о том, что у него имеются миллионы. Но на самом деле он входит в проект чуть ли не с последними деньгами. Он не всегда понимает необходимый объём инвестиций и надеется, что вы уложитесь в меньшие деньги. А иногда вместо денег такой инвестор предлагает личное участие в вашем проекте.

Он обещает быструю продажу продукта или свои связи для продвижения. В такой ситуации есть риск упустить реальных инвесторов. Им просто неинтересно будет входить в проект, где много участников и неясно, у кого какая роль.

Я рекомендую или не связываться с такими инвесторами, или работать через опцион и чётко фиксировать каждый шаг.

Инвестор-грабитель

Это инвестор, который пытается украсть бизнес. Один из самых часто встречающихся типов. Вы его интересуете лишь в качестве генератора идей. Или как человек, который разделит риски на начальном этапе проекта.

Такие инвесторы излишне гибкие. Они податливы ко всем вашим хотелкам. Но при этом они либо вовсе не документируют отношения, либо же прописывают очень жёсткие условия расторжения договора. И когда начнутся проблемы с проектом, всю ответственность будете нести только вы.

Их почерк — не прописывать чётко ваши взаимоотношения. Чтобы потом сказать, что он ожидал чего-то другого. Чаще всего это или случайный инвестор, который увидел для себя возможность разбогатеть. Или инвестор, связанный со сферой, в которой вы создаёте продукт.

Чтобы не стать жертвой разбойника с большой дороги, максимально формализуйте ваши отношения, пропишите ожидания инвестора и оставьте небольшой люфт на ошибки. Опять же, хороший выход — это опцион с поэтапной передачей долей.

Инвестор-решала

Инвестор, который хочет зайти в ваш бизнес при помощи чужих денег. У такого инвестора достаточно связей в нужных кругах, он умеет в них крутиться и может убедить людей с деньгами потратить их. Это звучит хорошо только на словах. На деле — те люди, которые будут реально вкладывать деньги, не будут понимать ценность вашего продукта. А это может привести к неожиданной остановке финансирования либо к юридическим проблемам.

Частый подход этих решал в том, чтобы приукрасить картину, занизить сроки или завысить ожидаемую прибыльность продукта для убеждения реального инвестора. Такого плана инвесторы-решалы получают долю, делая вид, что они причастны к идее продукта. Или уже вложили в него какие-то средства.

С ними необходимо всегда сразу обговаривать, какую долю они хотят получить за привлечение реального инвестора. До подписания каких-либо документов нужно встретиться с реальным инвестором, озвучить своё видение проекта и согласовать роль решалы-посредника во всём этом мероприятии.

-2

Инвестор-не-инвестор

Человек с деньгами, у которого и так всё есть. Ваш проект для него — просто шанс праздно провести время. Либо стать причастным к чему-то инновационному. Или попонтоваться перед знакомыми.

С таким персонажем сложнее всего иметь дело в бизнесе. Так как всё это превращается в работу его личным психологом, где вы должны предугадывать его решения по его настроению. Иногда вы для него — любимый щеночек, который должен по первому зову приходить к нему, его партнёрам или друзьям и рассказывать, какой крутой и великий проект вы делаете. И сколько он вложил в него денег.

В большинстве случаев он будет пытаться влиять на проект, но отвечать за это всё равно придется именно вам. А не согласиться с ним — значит вызвать разочарование и повод выискивать проблемы в продукте. Чаще всего такой инвестор будет разбрасываться деньгами, выбирая необоснованно дорогих специалистов, покупать дорогую рекламу и оборудование. Ведь щеночек должен обладать самым лучшим.

Поэтому вы можете провести вечер в роли героя и любимца своего хозяина, а утром проснуться в опале. Вчера вы делали проект, который интересен всему миру, а завтра всего лишь прикольную игрушку для инвестора и его друзей.

Инвестор-всезнайка

Инвестор, который всегда знает, как надо. После вашей первой встречи он уже решил, каким должен быть продукт. И теперь не отступит от своей идеи сделать его именно таким.

Он каждый раз будет забрасывать вас флешбэками из прошлого и опытом мифических друзей, чтобы доказать свою правоту. Единственная его цельвоплотить собственную мечту, которая может быть очень далека от потребительского спроса.

Подвох в том, что именно вы будете нести ответственность за результат, если он будет неудачным. А инвестор соберёт все лавры, если вы добьётесь успеха. Скоро я расскажу, что нужно, чтобы за решения инвестора нёс ответственность он сам. Так что следите за обновлениями в канале ;)

Со страшилками покончили. Теперь, когда здесь остались самые стойкие, поговорим о сказках.

-3

Сказка первая. Инвестор с большими деньгами слабее контролирует работу бизнеса.

Это неправда. Инвестор с деньгами умеет их зарабатывать, а значит, и грамотно распределять. Чаще всего его фокус, наоборот, направлен только на финансы. Это как раз накладывает дополнительную ответственность при ведении отчётности по проекту.

Сказка вторая. Инвестор, который не требует отчётности, — безалаберный.

Чаще всего такие инвесторы хотят создать управленческий хаос, чтобы потом манипулировать и управлять вами, влиять на ваши решения. Без ведения отчётности будет тяжело доказать, куда были потрачены деньги и на сколько эффективно они использовались. Особенно при наступлении негативного сценария. С таким инвестором вы тратите больше времени на информирование о текущем статусе проекта, чем на работу над ним.

Сказка третья. Инвестор с большими связями всегда найдёт решение, куда продать продукт или где найти дополнительные инвестиции.

Это самое большое заблуждение. Запомните, что любое продвижение продукта — это целая цепочка действий, которая будет стоить больших денег и усилий.

Поймите: инвестор — не ваш руководитель, не ваш сотрудник и уж точно не ваш продажник.

Сказка последняя. Отраслевой инвестор знает, как сделать правильно.

Такие инвесторы вкладываются в проекты только по своей специализации. Они убеждены: раз они профессионалы в этой области, то их инвестиции точно оправдаются. Но тогда возникает логичный вопрос: зачем ему вы? Я советую найти ответ раньше, чем вы подпишите договор.

Просто запомните, что такой инвестор может быть советчиком, но не ответом на все ваши вопросы. Ваша идея — это ваши ошибки и ваша ответственность.

-4

Тогда как выглядит реальный инвестор?

Это может быть инвестор с опытом и связями. Человек, который чётко предъявляет требования к вашему сотрудничеству и отчётности. Он понимает, к каким целям и результатам вы идёте. И эти цели — общие для вас двоих.

Он может гарантировать выполнение своих обязательств, а лучше — финансировать наперёд. И самое важное: ваше партнёрство гарантировано юридическими документами, в которых будет прописано всё вышесказанное.

Важно! Деньги, которые он инвестирует в проект, не должны быть для него последними. Ограниченные инвестиции могут привести к тому, что в какой-то момент ему просто не будет их хватать. И он начнёт требовать вернуть назад свои вложения.

Последнее и для меня самое важное: хороший инвестор — тот, кто верит лично в вас больше, чем в продукт.

Вот и сказочке конец, а кто прочитал — молодец.

★★★★★

Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.

Кстати, эта статья написана по мотивам четвёртого выпуска нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.

Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!