Найти в Дзене

Колониальные истории из голландского музея Маурицхёйс, или кого эксплуатировала эта девочка

Почти два года назад мне посчастливилось оказаться в Нидерландах в составе группы молодых музейных специалистов и студентов - одной из главных тем, о которых нам рассказывали, было голландское колониальное наследие и то, как с ним работают местные музеи. Особенно запомнился Маурицхёйс в Гааге - небольшой музей с Рембрандтами и Вермеерами находится в бывшей резиденции Иоганна Морица Нассау-Зигенского, разбогатевшего на управлении голландскими владениями в Бразилии в XVII веке, и даже носит его имя. Совестливых голландцев это не может не беспокоить - они делают выставки и издают книжки. В Маурицхёйсе есть отдельный зал (и интерактивный раздел на сайте), посвященный Морицу, его колониальным делам и голландской Бразилии того времени в целом. Следующие три картины висят в ряд на одной стене и при знакомстве с их подробностями производят сильное впечатление. Посмертный портрет принцессы Марии Стюарт (1631- 1660) со слугой, или бразильские трофеи Мария была дочерью английского короля Карла I
Оглавление

Почти два года назад мне посчастливилось оказаться в Нидерландах в составе группы молодых музейных специалистов и студентов - одной из главных тем, о которых нам рассказывали, было голландское колониальное наследие и то, как с ним работают местные музеи. Особенно запомнился Маурицхёйс в Гааге - небольшой музей с Рембрандтами и Вермеерами находится в бывшей резиденции Иоганна Морица Нассау-Зигенского, разбогатевшего на управлении голландскими владениями в Бразилии в XVII веке, и даже носит его имя. Совестливых голландцев это не может не беспокоить - они делают выставки и издают книжки.

Ян де Бан. Портрет Иоганна Морица (1604-1679), графа Нассау-Зиген, между ок. 1668 и ок. 1670. Маурицхёйс, Гаага.
Ян де Бан. Портрет Иоганна Морица (1604-1679), графа Нассау-Зиген, между ок. 1668 и ок. 1670. Маурицхёйс, Гаага.

В Маурицхёйсе есть отдельный зал (и интерактивный раздел на сайте), посвященный Морицу, его колониальным делам и голландской Бразилии того времени в целом. Следующие три картины висят в ряд на одной стене и при знакомстве с их подробностями производят сильное впечатление.

Посмертный портрет принцессы Марии Стюарт (1631- 1660) со слугой, или бразильские трофеи

Адриан Ханнеман. Посмертный портрет принцессы Марии Стюарт (1631- 1660) со слугой, 1664.
Адриан Ханнеман. Посмертный портрет принцессы Марии Стюарт (1631- 1660) со слугой, 1664.

Мария была дочерью английского короля Карла I, а в в 1641 (да, в десять лет) вышла замуж за будущего штатгальтера Нидерландов Вильгельма II. Их первый и единственный сын (будущий английский король Вильгельм III) родился в 1650 году несколько дней спустя после смерти его отца и мужа Марии, и до своей кончины в возрасте 29 лет она была одной из опекунов собственного ребенка.

На этом портрете принцесса готовится к маскараду - на это указывает тюрбан со страусиными перьями и накидка из перьев, привезенная из Бразилии. Темнокожий слуга надевает на её руку жемчужный браслет, оттеняя белизну кожи и подчеркивая привилегированное положение Марии. Рядом с ним изображена перламутровая раковина с ниткой жемчуга - слуга становится ещё одним, хуманизированным, экзотическим предметом роскоши.

Девочка рядом с высоким стулом, или цена сахара

Говерт Флинк. Девочка рядом с высоким стулом, 1640.
Говерт Флинк. Девочка рядом с высоким стулом, 1640.

Казалось бы, где тут колониализм - ни экзотического костюма, ни декоративного слуги... Безусловно, родители этой девочки были очень небедными, раз могли себе позволить увешать ребенка золотыми цепочками и даже золотой погремушкой и заказать её портрет у одного из лучших учеников Рембрандта.

Все дело в крошечных сладостях, что лежат на стуле. Сахар, из которого они сделаны, для голландского рынка XVII века добывался на плантациях Бразилии рабским трудом мужчин, женщин и детей, зачастую привезенных из Африки. Мир дорогих вещей вокруг этой девочки был создан тяжелыми усилиями людей на другом континенте, невидимых и неизвестных ей и зрителю.

Портрет Марии Оранской с племянником Хенриком Нассауским и слугой, или костюм для верховой езды

Ян Мейтенс. Портрет Марии Оранской с племянником Хенриком Нассауским и слугой, 1665.
Ян Мейтенс. Портрет Марии Оранской с племянником Хенриком Нассауским и слугой, 1665.

Принцесса Мария Оранская изображена в компании племянника, второго ребенка незаконнорожденного, но признанного сына её отца. Второй мальчик - темнокожий слуга - стоит зеркально, но не имеет ни имени, ни титулов. Если Хенрик помогает своей тетушке с нарядом (это, кстати, мужской костюм для верховой езды, да и не носили тогда женщины распущенные волосы - к слову о кросс-дрессинге), то вероятно привезенный вест-индской компанией невольник ведет лошадь, более близкую его животной натуре (таковы были представления о расовой неполноценности темнокожих людей в то время).

Колониальному подтексту коллекции Маурицхёйса и самого Морица была посвящена выставка 2019 года
Shifting Image - In Search of Johan Maurits, на которой были выставлены эти и другие полотна, но этим музей не ограничился. Например, сейчас у них идёт выставка с привлечением модного VR Loot - 10 stories (Награбленное - 10 историй), сопровождаемая симпозиумом и материалами (даже описанием некоторых экспонатов) на сайте.

***

Если вам понравился этот материал, поддержите канал лайком, подпиской или комментарием - это поможет его развитию!

Полное или частичное копирование материалов канала без согласования с автором запрещено.