Найти тему
частные суждения

Толкиен против Ватикана.

Одним из центральных сюжетов эпопеи Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец» стала история возвращения подлинного короля в лице «бродяжника» (в других переводах «странник», «скороход», «колоброд», «шатун») Арагорна, занявшего гондорский трон. Гондор в Средиземье был самым мощным и последним человеческим (были ещё и эльфийские укрепрайоны, вроде Лориена) оплотом сил Света, противостоящим неудержимо надвигающейся Тьме. Гондором правили наместники, но существовало предание, что однажды вернётся подлинный потомок древних королей. Что и произошло после Войны Кольца.

Дэнетор на погребальном костре, кадр из экранизации Питера Джексона.
Дэнетор на погребальном костре, кадр из экранизации Питера Джексона.

Смена власти в Гондоре сопровождалась трагическими событиями — последний наместник Дэнетор II, пытавшийся использовать палантир (магическое средство видеонаблюдения) в целях разведки, попал под влияние Саурона и пришёл к выводу о бесполезности сопротивления мордорским полчищам. Когда его старший сын Боромир погиб, а младший Фарамир был ранен и его состояние сочли безнадёжным, Дэнетор попытался покончить с собой посредством самосожжения, взяв с собой на погребальный костёр умирающего Фарамира. Только вмешательство Гэндальфа спасло последнего, но Дэнетор всё-таки погиб. Поэтому никто не помешал Арагорну занять опустевший трон Гондора.

Арагорн, пока ещё не король.
Арагорн, пока ещё не король.

Для католика Толкиена его церковь была последним духовным оплотом против Сатаны, всё более явственно (ведь его эпос начал писаться в ходе Второй Мировой, а завершился во время разгорающейся Холодной войны) овладевающего миром. А теперь вспомним — кто именно в этой церкви считается наместником и чьим конкретно? Такая должность там только одна, притом высшая. Папа Римский — наместник самого Христа, который умер, воскрес, вознёсся, но обещал вернуться. Христиане вообще и католики в частности верят, что перед Вторым Пришествием силы зла почти полностью завладеют нашим миром. Толкиен вполне мог считать, что наблюдает в окружающей действительности именно это.

Папа Римский Франциск. Фото из новостей.
Папа Римский Франциск. Фото из новостей.

Но почему в таком случае он описал последнего наместника Го... нет, всё же не Господа нашего Иисуса, а Гондора, сумасшедшим стариком, утратившим всякую надежду, да к тому же ещё и самоубийцей? Ведь самоубийство в христианстве — страшный грех, и вроде бы никто из Пап Римских с собой не кончал, во всяком случае в XX веке? Может быть, имелось в виду самоубийство в ином, не буквальном смысле?

Пий XI, Папа Римский с 1922 по 1939 г.
Пий XI, Папа Римский с 1922 по 1939 г.

В июле 1933 года Папа Римский Пий XI подписал так называемый «рейхсконкордат», то есть официальный договор с Германией, согласно которому католическая церковь отказывалась от любых форм и методов политической борьбы в этой стране. На момент подписания Гитлер ещё не пришёл к власти, с германской стороны договор подписывал рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург. Однако когда нацисты стали проводить свои политические реформы, совершенно неприемлемые с точки зрения настоящего католика, да и просто порядочного человека, этот договор связал руки немецким католикам, не позволив им открыто противостоять нацизму.

Михаэль фон Фаульхабер, кардинал с 1921 по 1952 г.
Михаэль фон Фаульхабер, кардинал с 1921 по 1952 г.

В 1937 году, когда с Третьим Рейхом уже всё было ясно, немецкие католики всё-таки сумели надавить на Ватикан, пытавшийся оставаться вне политики. Германский кардинал Михаэль фон Фаульхабер подготовил для Пия XI энциклику «Mit brennender Sorge» («С огромной обеспокоенностью», энциклики называются по первым словам в них. Вопреки традиции, эта энциклика зачитывалась на немецком языке, а не латыни). В своём послании Папа Римский констатировал несовместимость расовых доктрин с христианством, но этим дело и ограничилось. Других заметных попыток противостоять действиям нацистов официальный Ватикан не предпринимал.

Нуменорский храм Мелькора, современная иллюстрация.
Нуменорский храм Мелькора, современная иллюстрация.

Вполне возможно, что Толкиен, который и так относился к истории его родной католической церкви не слишком доброжелательно (например, в его Средиземье в храме Мелькора в павшем Нуменоре приносились человеческие жертвоприношения, причём жертвы сжигались, что можно счесть отсылкой к кострам инквизиции), посчитал по-факту соглашательскую политику папского престола по отношению к нацизму самоубийственной в моральном плане.

Профессор знал, о чём писать.
Профессор знал, о чём писать.

Если данная трактовка верна, то на смену окончательно дискредитировавшим себя ватиканским наместникам Иисуса после финальной битвы Добра со Злом должен прийти подлинный король, то бишь сам Иисус, единственный законный правитель вселенской Церкви. Что же, вполне ортодоксальная христианская позиция, полностью соответствующая Откровению Иоанна Богослова, более известному как Апокалипсис. Толкиен ситуацию Конца Времён перенёс в придуманный им фантастический мир, но во всём остальном он не покидал постулатов своей веры, возлагающей единственную надежду на Спасение не на наместников (которые могут пасть в духовном смысле), но только и исключительно на самого Христа.